терпение - благоВероятно, найдутся люди, которые будут считать, что воспитание терпеливости – это некая насильственная акция, лишающая ребёнка возможности как можно быстрее удовлетворить свои потребности.

Так что сначала нужно задуматься о целях подобного воспитания. Итак, для чего же нужно, чтобы ребёнок умел терпеть?

Попробую перечислить возможные плюсы:

- терпеливый ребёнок меньше обременяет собой других, так как в «командной» ситуации не дестабилизирует обстановку своей центричностью. Следовательно, общий результат, который важен и для самого ребёнка, будет достигнут быстрее или с меньшими затратами.

- терпеливый ребёнок более уверен в себе, так как он может выбирать между разными вариантами (дальнейших событий; покупок; времяпрепровождения и т.д.).

- умение выбирать даёт больший эффект, так как неслучайность выбора приводит к более качественному результату и повышает самооценку.

- терпеливый ребёнок легче становится терпимым к другим. Соответственно, его коммуникативное поле расширяется количественно и качественно. (Здесь преимущества объяснять не надо?)

- терпеливый ребёнок обладает лучшими навыками саморегуляции: умение владеть собой открывает и другие важные умения – внимательность, усидчивость, целенаправленность усилий, продуманность действий и т. д.

Для более практичных родителей скажу: это существенно влияет на успеваемость ребёнка в школе.

- терпеливый ребёнок способен выполнять больше различных видов работ (в том числе и тех, которые требуют монотонности) и – что совершенно обязательно в жизни – доводить начатое до конца. До результата.

- терпеливый ребёнок элементарно «экономически-эффективен». То есть, когда он соглашается потерпеть сейчас, чтобы получить что-то потом, – это может сэкономить родителям существенную денежную сумму.

- терпеливый ребёнок легче переносит физическую боль, когда есть такая необходимость (начиная от уколов в поликлинике и заканчивая дракой со сверстниками, которая, как известно, может привести к очень серьёзным психологическим последствиям, если ребёнок испытывает панический страх перед возможным физическим воздействием).

Это не значит, что ребёнка надо приучать терпеть издевательства. Однако те дети, которые научились относиться к физической боли должным образом, менее уязвимы в жизни.

- и последнее. Терпеливый ребёнок способен ждать. Чем существенно сокращает энергетические ресурсы родителей, в сотый раз пытающихся объяснить ему, что самолёты не летают быстрее чем летают, а суп не варится быстрее, чем он варится. Не знаю как вам, а мне это экономило нервы как следует.

терпеливость - страшная силаТеперь немного о методах.

Нечаянно обнаруженных…

Понятно, что специально я (когда была молодой мамашей) об этом не задумывалась. Задумалась я об этом только после того, как увидела других детей в возрасте моего сына и обнаружила, что их родители тратят неимоверное количество усилий на «укрощение ребёнка».

Честно скажу – мне это было бы просто не под силу. Выкинуть из жизни такой кусок времени, который можно было бы направить на более интересные занятия! Нет уж.

Потом я стала думать – почему это у нас вышло иначе?

Что я поняла:

где-то в глубине души моё «равноПРАВное» отношение к ребёнку подразумевало, что его организм устроен практически так же, как и организм взрослого (в части физиологических потребностей).

Иными словами: то, что может выдержать взрослый (военное время не берём!) – вполне по силам и ребёнку.

Вполне допускаю, что это был тогда не совсем правильный вывод. (Курса по детской психологии в тот момент я не успела пройти.)

НО.

Практика показала, что ребёнок более подготовлен к «ограничительной» жизни, чем мы думаем. И что его «физиологические потребности» (типа пить и пИсать) регулируются через мозг. Иными словами, если ребёнок говорил: «Хочу пи-ить…», а я спрашивала: «Так мы куда сейчас пойдём – домой, чтобы водички попить, или в магазин, чтобы купить (допустим) апельсины (игрушку, мороженое и т.д.)?», – то ответ следовал незамедлительно: «в магазин!».

Здесь убивалось два зайца: право ребёнка на выбор и воспитание терпеливости. (Для несведующих напомню, что, когда люди раньше переезжали в новостройки, напоить ребёнка на улице было совершенно негде).

Вторая идея:

ребёнок несёт ответственность за то, что принадлежит ему.

Основная мысль заключается в том, что, лишившись чего-то по своему «неусмотрению», ребёнок учится обходиться без этой вещи.

Здесь опять убиваются уже три зайца: умение терпеть, умение прогнозировать последствия и умение беречь свои ресурсы (следить за своим «хозяйством»).

терпеливому ребенкуТретья идея:

ребёнок всегда должен быть вознагражден за свое терпение.

То есть, если он приложил усилия (а терпеть – это ведь работа?), то он должен чётко увидеть и результат. Если не видит сам – вот тут и нужны родители.

Иными словами, «компенсация за терпение» должна быть существенно выше затраченных усилий. Ребёнок должен на себе прочувствовать поговорку про «Без труда….». Потому что именно терпение позволяет человеку реализовать свои желания тогда, когда физических сил на это у него явно недостаточно.

Словом, терпеливость – это две связанные между собой вещи: идея (для чего я это буду терпеть?) и навык (элементарная привычка переносить неприятные моменты во имя… см.выше.)

————

Ирина Хоменко, г. Санкт-Петербург, автор сайта www.inter-pedagogika.ru

«Газета для родителей», №07/73 июль 2011

Оцените, пожалуйста, статью:

Оценили: 3, рейтинг: 9