воспитание чувствВоспитание маленького человека – дело ответственное, сложное и творческое. И что значит – воспитать? Каким этот маленький человек должен стать, чтобы мы, его родители, с гордостью могли бы сказать: «я воспитал тебя хорошим человеком!»?

Думаю, что ответы большинства родителей во многом совпадут: мы хотим видеть своих детей людьми добрыми, чуткими, любящими, заботливыми, щедрыми, внимательными, нравственными, справедливыми. Это по сути. А как результат – счастливыми. Выходит, душевные и духовные ценности оказываются самыми важными, и ни одно из вышеперечисленных качеств невозможно без умения чувствовать. Да-да! Звучит немного странно, но это умение тоже нужно воспитывать, взращивать, пестовать и, кстати, это касается не только детей.

Проблема с чувствами – это примета нашего времени. Мы не то чтобы не умеем, мы просто не успеваем чувствовать. Чувствовать настроение, атмосферу, чужую боль. Да что там чужую, не всегда и сами себя успеваем услышать. Что ж, видимо, такова плата за прогресс. Отменить его мы не в силах, да и не стоит, остаётся только воспитывать свои чувства. Педагогика давно уже доказала, что процесс воспитания наиболее продуктивен, когда базируется на собственном примере. Значит, и чувства воспитывать нужно именно чувствами: живыми, искренними, настоящими. В помощь нам приходит искусство – книги, фильмы, театр.

Однако, не всё так просто, как кажется на первый взгляд. Заглянем в зрительный зал детского театра. А ещё лучше – заглянем в глаза юных зрителей после спектакля. И увидим, что зачастую с маленьким человеком за время спектакля не произошло ничего. Он выходит из зала, утыкается в мобильный телефон, окунается в привычную жизнь, где посещение театра остаётся лишь малозначащим эпизодом. Не всегда так происходит, но очень часто. И напротив: редко можно встретить ребёнка, которого спектакль заставил задуматься о чём-то, что-то изменил в нём. Почему? Почему театральная атмосфера, неповторимая, действенная, не затрагивает? Кто в этом виноват: сам театр? конкретный спектакль? современные дети, так резко отличающиеся от своих родителей в детстве? другое время? Наверное, всё вместе: мир стал жёстче, циничней, и то, что потрясало лишь несколько лет назад, сейчас не воздействует никак. Неужели театр теряет свою воспитательно-нравственную роль?

или воспитание чувствамиТеатр, (не каждый, но – мудрый), пытается наладить контакт с маленьким зрителем. Одна из самых удачных попыток – это опыт ленинградского ТЮЗа. В этом театре с лёгкой руки его создателя – А.А.Брянцева – были созданы так называемые делегатские собрания. Дети принимали активное участие в жизни театра, переставая быть пассивными зрителями: они обсуждали вместе с актёрами и режиссёрами новые постановки, дежурили на спектаклях, сами устраивали концерты для театра и приглашали артистов в свои школы, писали рецензии. А главное, вместе со взрослыми думали, размышляли, учились мыслить и чувствовать. И многолетняя дружба делегатов друг с другом и с театром даже после окончания школы – яркое подтверждение искренности этого общения. Подобный опыт существовал и в других ТЮЗах. Сейчас этого нет. Подошла бы такая форма для диалога зрителя и театра сегодня? – не знаю, не уверена. Но то, что эта «обратная связь» нужна – это факт.

Чувства, те самые чувства, о которых мы говорим с самого начала, во все времена остаются такими же: мы меняемся, мир меняется, ценности смещаются, а чувства остаются. По обе стороны рампы. Это дарит надежду. А что касается театрального чуда – так ведь чудеса происходят только с теми, кто достоин их! Кто открыт и готов не только потреблять, но и отдавать.

Важную роль в дружбе с театром играет первый спектакль маленького зрителя. И тут не обойтись без помощи родителей – в их силах сделать этот день праздничным и необычным даже в мелочах: будь-то нарядный костюм или сменная обувь, которую, кстати, почему-то уже давно не принято брать в театр. Некий театральный этикет – это тоже воспитание чувств. Побывать в театре не между прочим и впопыхах, познакомиться с произведением заранее, обсудить уже увиденный спектакль, спроецировать эту историю на жизнь – всё это дело семейное, наверное, не стоит доверять его школьному культпоходу, по крайней мере в первый раз! Посещение театра – это не только, и не столько образовательно-поучительное мероприятие. Ибо в этом случае событие рискует превратиться в формальность. Куда важнее то, «что остаётся от сказки потом, после того, как её рассказали».

————

Юлия

Статьи читателей

Оцените, пожалуйста, статью:

Оценили: 6, рейтинг: 18