Окончание. Начало: «В поисках радости (часть 1)».

нельзя жить телевизорами4.

Но чем жить? «Нельзя больше жить телевизорами и холодильниками, понимаете, больше нельзя!» – пытался убедить своих современников французский писатель. Но не убедил. И современники, и их потомки вдобавок к телевизорам и холодильникам изобрели ещё целую кучу всяких вещей, увенчав их Интернетом. Сиди себе «В контакте» и наслаждайся. Хочешь посмотреть фильм? Без проблем. Не надо идти в кинотеатр, толкаться в очереди. Включил компьютер, заплатил виртуальные деньги, скачал любой фильм – и смотри себе, развалившись в своём мягком кресле.

Может, теперь уже и жить необязательно? Телевизоры, мобильники, плееры, компьютеры – будут делать это за нас?!

Замечательно! Делать ничего не надо, всё делает за тебя техника, которая у нас нынче «на грани с фантастикой».

Вот только почему-то нет той радости, какая была раньше. Куда-то она ушла.

Помню, как я читал когда-то в библиотеке книги из спецхрана. Как трудно было их получить! Их нельзя было вынести из читального зала. Скамьи там были жёсткие, лампы тусклые. Но зато какой огромный интерес эти книги вызывали! Сейчас же любая литература доступна, но интереса такого к ней уже нет.

В магазине – десятки сортов варенья и повидла, но где оно, где – потрясающее повидло, какое варили в огромных медных тазах, прямо во дворах?! А где обычаи и традиции? Где дворовые компании и дружба? Где «детская субкультура», так много давшая нам в своё время, а теперь умирающая на наших глазах?

Цивилизация обокрала наших детей. А они даже не знают об этом! Понятно, сделано это из самых благих побуждений. Но вы же знаете, какое самое лучшее средство от кариеса? Не иметь зубов! Вставил пластмассовые – и никакого кариеса. Похоже, современные люди считают такой способ решения проблем универсальным.

5.

Великий педагог В.А.Сухомлинский как-то сказал: «Человек не может жить без радости. Но радости не должны быть беззаботными».

Без радости не могут жить и взрослые. Но дети без неё просто задыхаются. И в то же время они не знают иной жизни, им не с чем сравнивать. Ведь в отличие от нашего героя, они не могут пожить в прошлом. Они живут здесь и сейчас.

Да, на первый взгляд, живут лучше, чем дети прошедших эпох. О них постоянно заботятся. Они одеты, накормлены. Зубы у них хорошо запломбированы. Взрослые вьются вокруг них, как мошки. Каждый их шаг продуман. Их непрерывно обучают и развивают. В их распоряжении невиданные прежде возможности. Мобильные телефоны, Интернет – это же чудеса техники!

Но куда же ушла из детской жизни радость?

Что нужно для радости? Какова природа радости, когда она возникает?

  • Радость даёт преодоление трудностей. Что-то хорошее, что понимается как ценность, но даётся с большим трудом, большими усилиями. То же, что достаётся без труда, даром, не приносит радости.
  • Чтобы была радость, нужны события, приключения – и не те, за которыми мы только наблюдаем, а в которых активно сами участвуем, переживая всё «на собственной шкуре».
  • Радость приносит только то, чего я достиг САМ, своими усилиями, к чему исключительно стремился, причём это изначально воспринималось как что-то почти недостижимое – и всё-таки я добился своего, и это огромная радость.
  • Радость даёт связь с другими людьми, дружба, полнокровные человеческие отношения.

Есть ли всё это у наших детей?

Какие трудности они преодолевают? Исправляют «двойки» в школе? Немного им от этого радости.

В каких приключениях они участвуют? В основном, в виртуальных. А так их жизнь но большей части удивительно однообразна и в этом отношении может поспорить с жизнью первобытных людей.

Что они решают и делают сами?

С кем дружат? Часто ли бывают в больших и весёлых компаниях? Со многими ли неформально общаются (не виртуально, а реально)?

Нам стоит над этим задуматься.

Конечно, ребёнок, который полдня смотрит мультики или играет в компьютерные игры, в каком-то смысле удобен. Он всегда у нас на глазах. Мы знаем, чем он занят.

Но понимаем ли мы его? Что у него в душе? Не является ли значительная часть характерных увлечений современных детей своего рода компенсацией пустого, безрадостного существования? Не наркомания ли это, не патологическая ли зависимость?

Научится ли ребёнок общаться, если он общается главным образом «В контакте»? Научится ли дружить, бороться, любить? Или это тоже уже не нужно? Может быть, любить за него тоже будет компьютер?

должна быть радостьК сожалению, что-то очень важное уходит из нашей жизни: особенно это касается больших городов. То, что ещё совсем недавно дети создавали друг для друга сами (дворовые компании, интересные приключения), теперь должно стать заботой их родителей. Детям нужна интересная жизнь. Им нужны самостоятельные увлекательные дела. Им нужна дружба.

Само собой это уже не приходит. Мы променяли всё это на «чудеса техники». Но жить за нас техника не может: она неживая. Жить придётся нам – и им, нашим детям.

Им всё равно придётся жить:
Ведь не уйти обратно в детство,
Ведь жизнь нельзя остановить,
Чтоб в ней спокойно оглядеться.

Так, с беспокойством глядя на современных детей, писала Нора Галь. А вот строки Наума Коржавина:

Пусть рвутся связи, меркнет свет,
Но подрастают в семьях дети…
Есть в мире Бог, иль Бога нет,
А им придётся жить на свете.

Придётся! Ничего не поделаешь. Хотя это мы за них решили променять духовность и радость на технические достижения и материальные блага. Променять главное – на третьестепенное. Цель и смысл жизни – на средства к жизни, сделав эти средства целью.

Но им придётся со всем этим жить. Это их время, их родина. Другого не будет.

Так давайте хотя бы поможем им найти смысл и радость и в этом опустошённом мире. Раз мы сами изгнали из жизни то, что делало счастливым детство наших отцов и дедов, то и ответственность лежит именно ив нас. Мы должны научиться дружить с нашими детьми, играть с ними, – научить их жить с радостью.

Потому что мы живём в таком обществе, где этого, скорей всего, никто, кроме нас, не сделает.

Р.S. Мне было 18 лет, когда я увлёкся фотографией. Тогда снимали на плёнку, сами проявляли и сами печатали снимки. Делали мы это в собственных ванных. Это были советские ванные, обычно площадью около 2 кв.м. Там нужно было установить громоздкий увеличитель и три ванночки: с проявителем, с закрепителем и с водой для промывки. Проявителя часто не было в продаже, его нужно было составлять самому из отдельных химикатов.

Какая эта была работа!

И вот, скрючившись, непонятно каким образом помещаясь в этой тесноте, при красном свете мы печатали свои любительские снимки. Какая это была радость! Видеть, как на опущенном в проявитель листе чистой фотобумаги проступает изображение.

Это было как чудо, как колдовство!

А сейчас на Земле живёт целое поколение, знающее только цифровую фотографию. Так всё просто, удобно, легко. Нажал на кнопку, перенёс в компьютер, распечатал па принтере. Но прежнее колдовство исчезло. И этого даже никому нельзя объяснить.

Ещё две с половиной тысячи лет назад Будда спрашивал: «Милые лавочники! Выгодно ли обмануть самих себя?» Но почему-то «милые лавочники» так до сих пор и убеждены, что это очень выгодно!

————

Вадим Слуцкий, г. Петрозаводск

«Газета для родителей», №03/69 март 2011

Оцените, пожалуйста, статью:

Оценили: 34, рейтинг: 100