Окончание. Начало: «Тайное топливо игры (часть 1)».

Делая одно и то же, никогда не повторяйся

правила есть правилаНа начальном этапе, когда происходит запечатление игры, правила должны быть неизменны. Ситуация аналогична той, когда дети требуют одинакового прочтения одной и той же сказки, все вариации взрослого пресекаются ребёнком.

А вот далее игра может существовать только изменяясь. Если наша игра моделирует жизнь, то в реальности ситуации никогда полностью не повторяются («в одну реку нельзя войти дважды»). Отсюда и принцип – делая одно и то же, никогда не повторяйся.

И в этом смысле логика игры никогда не исчезает в спонтанной детской игре, во дворе. В дворовой игре есть стабильные архетипы и их вариации, создающие бесконечное многообразие. В этом и заключена живучесть игры – в её стабильности и вариативности. И было бы здорово взрослому, педагогу, игротехнику научиться это чувствовать, понимать и уметь в это играть – оставляя стабильными некие принципы, свободно импровизировать в пространстве игры. Поступая так, учитель пробует хотя бы отчасти наполнить свой урок жизнью, а ребёнок учится органически вписываться в творчество другого. Умение делать то же самое по-другому и органически вписываться в «не твоё» творчество является одной из базовых способностей – потребностей человека, и этому нужно учить детей и учиться самому.

лапта?

лапта?

Например, «Круговая лапта» или, по-дворовому, «Вышибалы». Общая канва остаётся (нужно увернуться от брошенного мяча), но появляются бесконечные вариации.

Например, по команде «салют» мяч бросается вверх и все должны сделать определённое действие, пока мяч не упал. По команде «картошка» все должны перепрыгнуть через катящийся мяч. По команде «семейная фотография» все должны встать вместе, но успеть разбежаться после броска и т.д.

Если нужно быстро выиграть, то те дети, которые метко и сильно бросают, встают вперёд, а остальные подают им мячи. Если же нужно, чтобы все дети побывали в разных ролях, то бросают по очереди. Учимся сотрудничать, тренируемся на взаимочувствие – играем парами: взявшись за руки, убегаем от мяча и, не расцепляя рук, бросаем мячи. Хотим потренироваться в равновесии – играем «на кочках» (на полу маты или обручи), перемещаться можно, только перепрыгивая. Можно ещё барьеры или кубики мягкого конструктора между «кочками» поставить, устроить «бурелом». А можно играть, стоя на гимнастической скамейке, – создаём ситуацию риска (для нетренированных детей кладём мат под скамейку и на скамейку).

С чего начать и к чему стремиться?

Если любую игру можно сделать бесконечной, то как ориентироваться в этом огромном мире игр?

Помню, в институте после того, как мы «прошли» подвижные игры (поиграли и всё записали), я с недоумением и грустью глядел в свою толстенную тетрадь, понимая, что логику применения игры я так и не уразумел.

Для того, чтобы разобраться в мире игры, нужно его как-то структурировать. Например, его можно рассмотреть сточки зрения целей и задач. Нужно только понимать, что какие бы мы цели и задачи ни заявляли в своих конспектах, реально мы руководствуемся своими главными внутренними жизненными ценностями – а они, к сожалению, часто не осознаны.

Для меня, как для педагога, важно, какую педагогическую ситуацию вокруг всего этого выстроить и по какой логике она будут развиваться. Ведь у меня есть представления о том, что такое хорошо, что такое плохо, и в зависимости от этих ценностей я пытаюсь повлиять на ход игры.

Цели и задачи?

В начале моей работы учителем меня очень удивляло, как после очередной инструкции свыше, о том, что нужно работать по-новому, большая часть учителей на педсовете заявляла, что уже «перестроилась», хотя их уроки совершенно не изменились.

Цели и задачи можно структурировать и классифицировать по-разному. Мне легче исходить из представлений о человеке, как носителе телесного, душевного и духовного.

Телесного человека можно рассматривать через традиционный взгляд на физические качества: выносливость, ловкость, быстрота, гибкость, сила. Их легко увидеть, измерить и изменить.

Человека душевного можно представить как эмоционально-образное, абстрактно-логическое (лево- и правополушарное) и волевое начало. Эти качества труднее увидеть, измерить и изменить.

Духовное в человеке – это тайна. Но внешне об этом мы можем судить по поступкам человека, по его «практическому мировоззрению» (нравственности). Внутренне духовное проявляется в голосе совести, если мы его не заглушаем.

Под таким углом зрения становятся яснее и задачи физкультурного воспитания, и возможности игры.

По дороге к самому важному

Практически всегда стоит начинать с того, что интересно детям и постепенно пытаться идти с ними к тому, что считаем самым важным.

Мы с ребятами на занятиях пробуем моделировать ситуации преодоления, сотрудничества, переговоров, взаимочувствия и т. д. Время от времени я стараюсь объяснить детям, на что это задание направлено. Говорю, что задание с закрытыми глазами – это на честность. Открывать глаза, даже во время выполнения рискованных упражнений, нельзя. Но если уж так вышло, что глаза открылись, то нужно посчитать, сколько раз. После выполнения показываем на пальцах результат. В данном случае меня больше радует не точное выполнение упражнения, а спокойное честное признание. В жизни ведь так трудно увидеть своё несовершенство, а ещё труднее сознаться в этом с доброжелательным отношением к себе.

В ситуациях с хаотическим движением тренируемся в бережном отношении к другим и, в случае столкновения, в доброжелательном разрешении конфликта. Например, можно играть в «Парные салочки» в ограниченном пространстве, когда все игроки разбиваются на пары, и одна пара должна осалить другую.

давайте жить дружноВ упражнениях «на дружбу» задание даётся паре или команде. Без взаимочувствия и умения договариваться оно не получится. Можно играть во все подвижные игры («Салочки», «Колдунчики», «Вышибалы», футбол и т.п.), держась друг за друга разными способами (парами, тройками и т.д.). Можно путешествовать по физкультурному комплексу, помогая друг другу действием или советом. Можно преодолевать полосу препятствий, перенося какой- либо предмет командой. В этих упражнениях в первую очередь оценивается не внешний результат, а слаженные действия команды. Дети начинают ценить верных друзей, на которых можно положиться.

Дети органически принимают это. Ведь подобным образом перед ними возникает посильная, но полноценная модель жизни.

Игра похожа на влюблённость. Включаются другие механизмы: не замечаешь время, испытываешь душевный подъём, находишься в творческом состоянии, придумываешь новое, не можешь застывать в одних и тех же формах.

В общем, игра – это когда мне интересно, всё остальное в жизни – не игра.

————

Сергей Реутский

«Газета для родителей», №06/72 июнь 2011 (номер посвящен физическому развитию детей)

Оцените, пожалуйста, статью:

Оценили: 5, рейтинг: 15