Про игры взрослые

Говорят, что наша жизнь – игра. Но в ней правила часто не объясняются. Нужно самому догадаться, когда и по каким правилам действовать. В детской улично-дворовой игре это отчасти есть, когда ребёнку нужно включиться в незнакомую игру.

игры не по правиламВ нашей с вами жизни правила могут меняться по ходу дела без объявления и объяснений. «По-моему, они играют совсем не так. Справедливости никакой, правил нет, а если есть, то никто их не соблюдает», – удивлялась Алиса в книге Льюиса Кэрролла. К сожалению, в современном мире всё больше появляется «игр», в которых организаторы тебя убеждают, что правила одни, а на самом деле другие. Тот, кто организует «игру», может постоянно менять правила без объяснений и в свою пользу. Я думаю, это связано с общими проблемами нравственности. Несмотря на это, человеку нужно поступать по совести, ориентируясь на общечеловеческие (христианские) ценности, даже если существует угроза его жизни или жизни его близких.

Итак, в жизни бывает:

  1. правила стабильны и открыты всем;
  2. правила стабильны, но они скрыты;
  3. правила меняются по ходу дела без объявлений и разъяснений;
  4. правила заявлены одни, «игра» ведётся по другим и организаторы в любой момент могут их изменить в свою пользу.

А теперь давайте думать, какими же должны быть игры наших детей и чему они должны их научить, чтобы, став взрослыми, дети были готовы жить по совести в современном мире?

Про игры детские, дворовые…

Песочницы, куклы, машинки – через эти игры можно все жизненные ситуации с ребёнком прожить, проговорить всё-всё-всё… Но этого мы не делаем. Это всё стихия, брошенная на произвол. Может быть, так и надо? Пусть дети сами играют – у них это лучше получается.

Однако улично-дворовая разновозрастная игровая среда повсеместно исчезает. И в больших городах её, вероятно, уже нет. Жизнь меняется слишком быстро, чтобы детская игра успевала за ней. Отдельная квартира и телевизор способствуют формированию психологии индивидуалиста и потребителя. Современная развлекательная игровая культура уводит нас от реальности в мир фантазии и иллюзий. Компьютерные игры зачастую мощно формируют мировоззрение, далёкое от общечеловеческих ценностей. Наверное, никто, кроме нас, не поможет нашим детям хотя бы частично восстановить так хорошо знакомый большинству из нас с детства замечательный мир дворовой игры.

дворовая играВ дворовой среде сохраняются и передаются, через игру в том числе, и нравственные традиции народа. Разновозрастность дворовой компании позволяет накапливать и удерживать лучшие игровые традиции общества. Двор порождает бесконечную игру. Там всегда интересно. Почему интересно? Не знаю. Помню только, как меня нестерпимо тянуло во двор, и часы пролетали там, как минуты. Там всегда кто-то был или выходил по первому зову.

Благодаря множеству обстоятельств, возникающих неожиданным образом, множеству контактов с разными детьми и взрослыми, я (ребёнок) мог себя во многом попробовать: и в «Казаках-разбойниках», и на футбольном поле, в ножичках, даже в игре «Дочки-матери». Двор был огромным миром возможностей, проб себя в разном и бесстрастным судьёй, кто ты есть на самом деле. Но и всё худое и гаденькое могло существовать в этом пространстве, несмотря на то, что большая часть двора находилась под бдительным оком доброжелательных бабушек. Бабульки (о, чудо!) без крайней необходимости в наш мир не вмешивались и были единодушны в нравственных оценках с нашими родителями.

Да, современный мир наполняется телевидением, Интернетом, стадионами, но чего он лишается? Мы сможем это по-настоящему оценить только тогда, когда совсем исчезнет дворовая игра.

Теперь понимаю, что в том дворе моего детства не хватало заинтересованного игротехника, который, играя с правилами и обстоятельствами, помогал бы ребёнку совершенствоваться в привычных ролях и осваивать новые, незаметно (косвенным образом) развивал бы их способности и помогал бы нравственному (духовному) становлению детского коллектива. Всё-таки двор – это стихийная организация, где дети играют роли, свойственные им по жизни. А хорошо бы доброжелательный наблюдатель подсказал: «А вот ещё такая игра есть. Попробуй себя в новой роли. У тебя обязательно получится. Не бойся!», «А давайте мы чуть-чуть правила изменим. Будем командовать по очереди» и т. д.

Проработав много лет учителем, я вдруг неожиданно для себя понял, что на занятиях неосознанно пытался хотя бы отчасти воссоздать мир двора моего детства.

В игре всегда можно обнаружить…

  • Во-первых, образность; с этого начинают малыши. Переведите действия в образный ряд (птички полетели, лягушки запрыгали) – и игра началась.
  • Во-вторых, правила и ситуации, провоцирующие появление неких задач, которые хочется решить; это игры с определёнными правилами, и импровизация в рамках этих правил («Дочки- матери», «Казаки-разбойники», салочки, футбол и т.п.). Вот и вся игра.

Большинство образов на моих занятиях придумывают и поддерживают сами дети. Моря с акулами, болота с крокодилами, ядовитые деревья в джунглях… Я часто ухожу от образов специально. Объясняю серьёзно, сухим голосом, занудно, сбивчиво и косноязычно. Для меня это проверка. Если детям по-прежнему интересно то, что я им предлагаю, значит, не образность их мотивирует, а произошло (как я надеюсь) попадание в их потребность решать задачки данного уровня («на дружбу», на честность, на преодоление, на память, на сообразительность и т. п.). Если это получается, игра их заводит, наполняет образами и вместе с ними «выползает» из физкультурного зала в группу, класс, двор.

В то же время образы помогают мне управлять ситуацией на занятии. Допустим, дети пришли к вам вялые и сонные. «Рисуем» им картину: они, как стрижи в воздухе, резво и энергично носятся по площадке. Если слишком разбушевались, не могут остановиться – живописуем, как осаленные мгновенно замерзают и деревенеют. Не решаются бежать – сравниваем их со стремительным ураганом. Робкому и нерешительному говорим, что он – леопард, бросающийся на добычу. Если ребёнок так сильно боится, что не может войти в игру, дайте ему «шапку-невидимку» (когда она на нём, его салить нельзя). Для таких детей можно обозначить на игровой площадке «домик», где они могут на время спрятаться. Работает это всегда, если педагог верит в то, что описывает.

Обычно взрослые, вводя образы и правила в игру, мало понимают её логику. В такой игре почти нет движения. Дети, чувствуя, что в ситуации мало жизни, быстро остывают. Как дать импульс игре? Очень просто. Начинаем играть в то же самое, но в другом месте, другим способом или по другим правилам.

смените место действия - будет интересноИЗМЕНИМ МЕСТО ДЕЙСТВИЯ. Будем играть, например, в салочки по одним и тем же правилам в коридоре, в учебном классе, в подвале, между стойками физкультурного комплекса, лазая по физкультурному комплексу и т.п. Нужно поработать на выносливость (на физические качества), тогда устроим салочки на большом расстоянии. Хотим поработать на ловкость – будем играть на пересечённой местности и т.п.

Тот же принцип относится и к любому другому учебному предмету. Можно заниматься, например, физикой на чердаке, на крыше, прогуливаясь по улицам или сидя на деревьях.

ИЗМЕНИМ СПОСОБ ДЕЙСТВИЯ (не изменяя правила). Играем в те же самые салочки, прыгая на одной ножке, ползая по-пластунски, двигаясь в паре, держась за руки и т д.

ИЗМЕНИМ ПРАВИЛА. Вот некоторые варианты одной игры:

- «Салочки-пересекалочки»,

- «Салочки-приседал очки»,

- «Салочки с домиком»,

- «Салочки с домиком, сгорающим от волшебной фразы»,

- «Салочки-бросалочки» (салим мячом или элементом мягкого конструктора, или лентой, как в художественной гимнастике, и т.п.),

- «Салочки-бросалочки с защитой» (от броска можно защититься или щитом, или мягкой палкой, или тебя защищает товарищ),

- «Обусловленные салочки» (например, девочек можно салить только за левую руку, а мальчиков – за правую, по сигналу правила могут меняться),

- «Салочки с выбыванием» и т.д.

Наверное, любая игра может стать неисчерпаемой и быть всегда интересной, если делать то же самое в другом месте и по-другому.

Интересно, что через увеличение количества правил можно увеличить степень самоконтроля и уменьшить подвижность игры. Правила – это некоторые ограничения «что можно, а что нельзя». Правила надо соблюдать. Либо ты сам рамки держишь, либо судья следит, ограничивает, контролирует.

Правила мы можем бесконечно придумывать и добавлять в игру. Например, нельзя выводить за линию мяч, или играть руками можно только в определённом месте площадки, или разделим поле пополам – с одной стороны держим клюшку в правой руке, с другой – в левой. Как только вводится больше правил, играющим приходится больше контролировать себя.

Чем больше правил, чем чаще мы их меняем – тем сложнее их помнить и соблюдать. И это является отличным средством для тренировки памяти и мышления.

Продолжение: «Тайное топливо игры (часть 2)».

————

Оцените, пожалуйста, статью:

Оценили: 5, рейтинг: 15