Зима в России – полгода. Зимой хочется спать. Тут попалась книжка «Мотивация в стиле экшн», я не вполне понимаю смысл выражения, но оно мне почему-то нравится, здесь есть что-то бодрое и весёлое.

- Бодры надо говорить бодрее, а веселы как?..

Что-то молодое, стремительное, зажигательное, активное и реактивное… Мне кажется, школе как раз не хватает этого «экшена», или как это будет по-русски? Драйва…

Итак, action!

школа в стиле "экшн"

20 лет назад был принят закон, разрешивший создание частных школ. Росли свои дети – хотелось сделать для них хорошую школу.

Но что такое «хорошая школа»?

Для нас – это школа, куда утром ребёнок идёт с радостью и откуда вечером возвращается в хорошем настроении. А днём, добавим, работает: напряжённо и с интересом.

Тут и начались трудности.

Чтобы было и «с радостью», и «работает» – пришлось кое-что изменить в Школе.

Во-первых, привычные школьные программы. Мы постарались выделить вопросы, важные и интересные для ребёнка. И составить программы вокруг них. У нас ученик не просто «проходит материал» – а делает Интересные Дела.

Подготовка доклада, с которым будем выступать перед учениками начальной школы, издание журнала, съёмка фильма, много опытов, экспериментов.

Когда это получается – никого не надо заставлять работать. Нет домашнего задания – дети без спроса носят книги домой. Потому что интересно! А Интерес — вещь посильнее двоек и нравоучений.

И второе – менять привычные представления о том, что такое урок. Вместо сидения за партой — «спинка прямо, руки перед собой» – ученики могут на уроке говорить, читать, писать, работать за компьютером, ходить по классу, решать задания на карточках, рисовать газеты, – работать, одним словом.

Зачем всё это? Потому что любой человек (и ребёнок в том числе) хорошо работает при двух условиях: когда он делает то, что ему интересно, и когда он делает что-либо сам, а не наблюдает за работой другого.

Если кого смущают слова «интерес» и «ходить по классу» – то уточним, что мы выполняем весь госстандарт, строго ставим оценки, наши выпускники продолжают учёбу в престижных вузах, среди них есть медалисты, а среди старшеклассников – победители олимпиад.

И вообще, вопрос не стоит о «выполнении госстандарта». Вопрос – как, опираясь на интерес и свободу, дать образование более широкое и глубокое, чем предполагает этот самый стандарт.

***

Наша школа – скажем честно – не для всех родителей. Только для тех, кто доверяет своему ребёнку. И понимает, что образование – нечто больше, чем умение заполнять тесты.

Но, очень важно, наша школа – для всех детей. Для отличников – их ждёт здесь интересная и творческая работа. И для так называемых «школьных неудачников».

Потому что, как утверждают психологи, треть из них показывают в тестах на креативность результат выше, чем школьные отличники. Среди таких «неудачников» встречаются одарённые дети.

Сохранить этот дар – есть ли другая задача у школы?

Продолжение фрагментов дневника Рустама Ивановича Курбатова – директора подмосковного лицея «Ковчег», одной из самых успешных частных школ России, читайте в статье «Школа, сделанная для своих детей».

————

Рустам Курбатов, директор лицея «Ковчег-XXI», г. Красногорск, Московская обл.

«Газета для родителей», №03/69 март 2011

Оцените, пожалуйста, статью:

Оценили: 7, рейтинг: 19