Окончание. Начало: «Школа по законам волшебства (часть 1)».

Гарри Поттер - чемпион!Социо-культурные ценности

Судя по возрасту учеников (с 11 лет) и продолжительности образовательного процесса (7 лет), Хогвартс можно соотнести с колледжем.

Но наиболее важные ценности, положенные в основание коллективной жизнедеятельности, позволяют говорить именно о школе, история которой восходит к древнеафинской традиции, где воспитание было направлено на гармоническое и всестороннее развитие духовных и телесных сил юношества.

Вся жизнь школы Хогвартс построена вокруг соревнования между факультетами, итоги которого подводились в конце учебного года. Баллы для своих факультетов студенты зарабатывали как индивидуально, так и коллективно.

На непосредственное повторение культурного прототипа наводит и роль в коллективной жизнедеятельности Хогвартса спортивной игры квиддич. В течение всего года команды четырёх факультетов участвовали в спортивном турнире, каждая игра становилась главным событием всей школы, статус игрока факультетской команды переводил ученика в число популярных и даже привилегированных.

Квиддич (как американский футбол для жителей США) очень важен для местного сообщества, на него ходят всей семьёй, успехи в этом виде спорта становятся объектом семейной гордости.

Это в педагогическом плане чрезвычайно важно, но не менее значимо такое обстоятельство, как мера – главная, по мнению авторитетных педагогов, отличительная черта эффективного воспитания. Турнир по квиддичу – один, а не сотня разных школьных турниров но сотне видов спорта (на которые толком никто не ходит), и никакой роли не играющих в жизни воспитательного сообщества.

Важную роль автор книги отводит ещё одному соревнованию – «Турниру трёх волшебников», по сути дела, конкурсу профессионального мастерства, на который приглашены представители двух других школ волшебства. Турнир продолжался целый год и включая три испытания, потребовавшие от участников не только профессиональных компетенций и выдающихся личных качеств. Автор подчёркивает значение турнира – события школьного масштаба – вовлечённостью в него всего сообщества волшебников

В романе достаточно чётко описано образование «школьного типа», которому свойственны профессионализация, высокая регламентированность обучения (строгое расписание занятий, обязательность для всех воспитанников освоения учебного содержания).

Обучение здесь выступает в таких видах и методах, как индивидуально-групповое, репродуктивное, присутствуют в «школе» и организация самостоятельной работы, домашние задания, зачётно-экзаменационная форма аттестации.

Даже несмотря на волшебность, Хогвартсу не могут быть не свойственны типичные недостатки школы как специфического варианта социального воспитания. Но автор изобретательно их минимизирует. Основной минус состоит в физическом и, главное, онтологическом отрыве от социальной действительности, однако события волшебного мира по воле Дж.К.Роулинг настолько часто вторгаются в реалии Хогвартса, что школа вынужденно становится социально активной.

Кроме того, по содержанию образования Хогвартс чрезвычайно практико-ориентирован. Так или иначе, почти все предметы связаны с овладением какими-либо волшебными компетенциями, умением на деле использовать зелья и заклинания. Занятия студентов Хогвартса проходили не только в классах, но и в специально оборудованных теплицах, в вольерах, где содержались волшебные животные.

процесс взаимоотношений "педагог - воспитанник"В образовательных учреждениях школьного типа взаимоотношения «педагог – воспитанник» носят императивный характер, объективно воспитатель осуществляет воздействие на ученика с целью усвоения последним необходимого учебного содержания (см. книгу В.И.Ланцберга и М.Б.Кордонского «Технология группы»).

Эту присущую школе специфику преподаватели умело преодолевают своим отношением к учащимся. Скажем, в третьей части романа Гермиона выбрала слишком много предметов и не могла успеть всюду. На помощь приходит декан факультета, которая даёт ей волшебное устройство для управления временем.

Личностно-ориентированную педагогическую позицию демонстрируют многие преподаватели Хогвартса, например, профессор Люпин индивидуально занимается с главным героем, обучая магическому противостоянию дементорам.

Однако особняком стоит директор школы – педагог-гуманист в высшем смысле этого слова. Чего стоит хотя бы история с обучением Римуса Люпина, которого в детстве постигла страшная волшебная болезнь – он стал оборотнем, то есть в определенное время ребёнок становился опасным для окружающих. Гуманизм Дамблдора проявился в том, что, взяв такого ребёнка в школу, он предпринял целый комплекс мер, чтобы не подвергать опасности педагогов и студентов (был построен отдельный дом, где в дни полной луны Люпин мог укрываться, посажена волшебная ива, охранявшая вход, группе наиболее способных одноклассников помогали превращаться в животных, чтобы они могли общаться с Римусом в периоды обострения болезни).

Структуры повседневности

Весьма показательно, что каждая книга описывает учебный год с сентября по май, показывая традиционный распорядок жизни учеников и педагогов. Цикл состоит из семестров и каникул (рождественских, пасхальных и летних), каждый учебный год завершается экзаменами. Кроме того, семь книг – это семь лет обучения главного героя, то есть весь текст рисует цикл программы социального воспитания, показывая, как изменяется положение ученика от курса к курсу, как усложняется содержание образования, какие перемены происходят с учениками. Так, в четвёртой книге главные герои встречают первую юношескую любовь и получают первый опыт романтических взаимоотношений.

В романе прослеживаются такие характерные проблемы школьного обучения, как адаптация первоклассников: «Гарри с большим облегчением обнаружил, что вовсе не отстаёт от остальных… Учиться нужно было столь многому, что даже такие, как Рон, большого преимущества не имели».

Несложно восстановить обычный учебный день студента в Хогвартсе, он достаточно чётко фиксирован приёмами пищи, чётким расписанием учебных занятий (что опять определённо относит учебное заведение к социокультурному типу «школа»).

Что же касается места, то автор избрала театральный, или игровой, подход, подчинив значительную часть событий непосредственно пространству школы, выход из которой жёстко регламентирован.

В запретный лес ходить нельзя, там опасные существа; ближайшую деревню можно посещать только в специально установленные дни, причём начиная со второго курса и при наличии письменного разрешения родителей.

нам бы такие школы!Примечательно само по себе внутреннее пространство Хогвартса, ведь это старинный замок, причём построенный именно для школы юных волшебников как интерактивная воспитательная среда: «Сто сорок две лестницы было в Хогвартсе: широкие и пологие; узкие и крутые; такие, которые по пятницам вели совсем в другое место; такие, у которых посередине внезапно исчезала ступенька, и надо было помнить, где делать прыжок. И ещё двери: некоторые не хотели открываться, пока вежливо не попросишь или не постучишь в определённом месте, а некоторые вообще были не дверьми, а стенками, которые только притворялись. Было ужасно трудно запомнить, где что, потому что всё, казалось, постоянно находилось в движении».

Обратим внимание на организацию помещений в школе. Кроме множества значимых деталей, заслуживают упоминания общие гостиные для каждого факультета, создающие условия для внутренней клубности. Это компенсирует ограничения воспитательной организации школьного типа.

Свою роль в преодолении разобщённости и отчуждённости призваны сыграть общие трапезы, на которые за общие столы собираются все ученики и преподаватели.

Возвращаясь из мира утопии

Автор достаточно точно воспроизводит школьный тип воспитательных организаций: предъявление традиционных образцов, соревновательность как способ организации коллективной жизни, чёткость организации учебного процесса, особая роль экзаменационных испытаний.

Важными составляющими жизни школы можно назвать: достижение поставленной цели своими усилиями; сознательное развитие своих способностей, нацеленность на преодоление собственных слабостей, необходимость справляться с трудностями, перебарывать свои страх, усталость; особую значимость образца как признанного примера; продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение известности, славы.

Судя по всему, для английской писательницы сам по себе образ классической школы-интерната (пансиона) вполне приемлем с точки зрения качественного образования. Но только при внесении в школьную практику ряда принципиальных дополнений: открытость системы по отношению к социальной реальности, гуманистическая позиция руководства и педагогического коллектива, возможности для реального самоопределения студентов, практико-ориентированный характер образованна.

————

Борис Куприянов, г. Кострома

По материалам газеты «Первое сентября» №2, 2011

«Газета для родителей», №02/68 февраль 2011

На «десерт»: «песенка героя» под Гарри Поттера :)

 

Оцените, пожалуйста, статью:

Оценили: 20, рейтинг: 48