о Гарри Поттере как о педагогической утопииПоявление истории о Гарри Поттере задаёт педагогическому сообществу множество любопытных тем для обсуждения. Можно, конечно, расценить это как очередное «чтиво», отказав книгам о маленьком волшебнике в каком-либо внятном педагогическом послании.

Да, и всё же… Оставив в стороне экспертизу художественных достоинств и недостатков текста, почему бы не проанализировать педагогическую утопию Джоан Роулинг?

Словосочетание «педагогическая утопия» не случайно. Школа чародейства и волшебства Хогвартс действительно «место, которого нет» (утопия с греческого: «ou» – отрицательная частица, «topоs» – место). Однако рискнём предположить, что понятия «педагогическая утопия», а может, «социально-педагогическая утопия» применимы к гораздо более широкому классу явлений. Разве не «воображаемый идеальный общественный строй» создавали в колонии и коммуне А.С.Макаренко, в «Доме сирот» Януш Корчак, в «Каравелле» В.П.Крапивин? Кроме того, все трое ещё и писатели, которые в текстах придали своим социально-педагогическим утопиям романтическую окраску.

Да, по большому счёту разве не утопичны по своим признакам яркие программы летних загородных лагерей? А.С.Прутченков прямо пишет о парадоксе, существующем в гражданском воспитании: с одной стороны, необходимо подготовить юношество к жизни в гражданском обществе, а с другой – в современных российских реалиях этого гражданского общества не существует. Отсюда автор делает вывод о моделировании гражданского общества в отдельном образовательном учреждении. Именно в этой игре, становящейся жизнью, и случается – или не случается – чудо воспитания. Читая книги о Гарри Поттере, приходишь к убеждению, что с ним чудо воспитания происходит – мальчик становится настоящим взрослым волшебником, то есть тем, на кого и учится.

Жители школы чародейства и волшебства

директор школы Альбус Дамблдор - прирожденный педагогНа первом плане – люди и сообщества, населяющие школу. Совершенно особый персонаж – директор школы Альбус Дамблдор. Во-первых, директор – педагог-воспитатель, а не хозяйственник. Во-вторых, он самый авторитетный и могущественный маг, то есть профессионал высшего уровня. В-третьих, воспринимается всеми как абсолютная справедливость и мудрость, абсолютное добро, надежная защита и помощь каждому учителю и ученику. В-четвёртых, он весьма суверенный и могущественный в правовом смысле хозяин школы: чего стоит хотя бы история с удалением стражей волшебной тюрьмы, которые охраняли территорию школы от сбежавшего преступника, но нарушили установленные границы своего патрулирования. В-пятых, Дамблдор – игротехник, явно и активно соревнующийся с тёмным лордом и одновременно поддерживающий массу игровых «завязок» в коллективной жизнедеятельности школы. Чего стоит хотя бы игротехнический ход с подсчётом очков в финале первой книги, когда необходимое число очков, присуждённое факультету-аутсайдеру, переводит его на место победителя.

Последнее и, возможно, самое важное, что директор школы ещё и поразительный гуманист и психотерапевт. В финале четвёртой книги, после всех треволнений, выпавших на долю Гарри Поттера, он проводит психотерапевтический разговор и целенаправленно создаёт щадящую среду. Да, подвода итог этой характеристике – как не похож образ Альбуса Дамблдора на образ технического менеджера, лихого коммерсанта, в которых превращает сегодня директора школы наша административная и хозяйственно-повседневная действительность.

Стоит обратить внимание на попечительский совет школы, в состав которого входят достаточно авторитетные представители волшебного мира. Судя по отрывочным сведениям, рассыпанным в книгах, попечительский совет Хогвартса был ареной достаточно ожесточённых сражений за власть. Здесь важна не столько борьба, сколько значение школы и её влияния на социальные процессы.

Дж. К. Роулинг рисует, как принято говорить, целую галерею преподавателем – здесь и добрые учителя, и не очень, фанаты своего дела и полные лентяи, нарушители академических правил и формалисты, странноватые чудаки и безупречные исполнители протокола. И всё же, судя по описаниям, добрых энтузиастов, пусть даже с непростыми характерами и судьбами, среди преподавателей Хогвартса было больше. Примечательна практика приглашения ярких и неординарных преподавателей на один год (академическая мобильность).

Отчётливо автор изображает неравнодушное отношение деканов факультетов к своим подопечным: здесь и снисхождение, и прямое участие в самых разнообразных сферах жизни. Так, именно декан факультета обратила внимание на уникальные способности главного героя к передвижению на метле, и именно она вместо наказания за нарушения установленных правил привела Гарри к капитану сборной факультета по квиддичу.
Забавно написан образ завхоза школы Филча – злобного человека, по крови принадлежащего к миру волшебников и полностью лишенного колдовского дара: «Гарри и Рону в первое же утро посчастливилось узнать его с худшей стороны. Филч обнаружил их пытающимися пройти в дверь, которая, по несчастью, вела в тот самый запретный коридор на третьем этаже. Он не поверил, что они заблудились, был убеждён, что они пытаются пробраться сюда нарочно, и угрожал запереть в подземелье». Думается, что широкий простор для педагогического исследования представляет роль завхоза в воспитании учащихся (Калина Иванович у А.С.Макаренко).

факультеты ХогвартсаВажный элемент жизни Хогвартса – деление всех студентов на четыре факультета. Каждый факультет не только многовековая традиция, но и корпоративная культура (со своим гербом, корпоративными цветами, в которые окрашены шарфы каждого студента). Ценности, декларируемые на факультетах, скорее всего соотносятся с семейными ценностями кланов волшебников. На каждом факультете воспитываются определённые черты характера, изначальный отбор первокурсников осуществляется по имеющимся у них задаткам. В этой педагогической утопии рисуется картина четырёх образовательных маршрутов – четырех путей развития личности (в данном случае волшебника). Немного пофантазировав, представим себе на месте традиционных классов «А», «Б», «В» и «Г» не убывающее качество образования, а принципиально различные жизненные философии, мировоззренческие проекты. Впрочем, это утопия…

Замечательно автор представила философию выбора человеком своего образовательного маршрута в ситуации распределения на факультеты при помощи магической шляпы. Первокурсник надевал на голову шляпу, и та произносила название факультета, однако шляпа думала и даже вступала в диалог:

«- …Куда же мне тебя поместить? Гарри вцепился в скамейки и думал: «Только не Слизерин, только не Слизерин!»

- Не Слизерин, да? – переспросил голосок. – А ты уверен? Ты можешь стать великим, это всё в тебе есть, а Слизерин, несомненно, поможет тебе на пути к величию – ну так как? Ну ладно, если ты так уверен – то лучше Гриффиндор!»

Другими словами, при всей мистической предрасположенности будущего ученика к тому или иному образовательному маршруту, право выбора остаётся за ним. Автор несколько раз показывает размышления и сомнения главного героя о правильности сделанного им выбора.

Стоит несколько слов сказать о студентах Хогвартса. Прежде всего, как и в любой школе (как типе воспитательной организации), индивидуальная успешность обусловлена соответствующими способностями. Автор романов рисует образ супер-ученицы Гермионы Грейнжер (яркие академические способности): «Мандрагора – это сильнейшее восстанавливающее средство, – начала рассказывать Гермиона в своей обычной манере, так, как будто проглотила учебник…»

На первый взгляд чисто литературным ходом является в романе описание таких обитателей Хогвартса, как привидения и полтергейсты, эльфы-домовики, все они создают фон, возникают в те моменты, когда помощи ждать неоткуда. Однако если вдуматься, то в реальности образовательных учреждений мы увидим вахтеров, уборщиц, а иногда и странных персонажей, появляющихся время от времени, но входящих в своеобразную ауру или аудиторию (вспомним тексты В.И.Ланцберга, М.Б.Кордонского) школьного сообщества.

Ещё одна группа персонажей, играющих важную роль в событиях романа, – это личные животные учеников (крыса, сова, кот). Сама по себе педагогическая задумка автора достойна восхищения: дети, проживающие в интернате, обладают визави для и индивидуального общения, по отношению к которому можно проявлять заботу и нежность.

Может, это и есть один из маленьких секретов очеловечивания жизни современных интернатов и детских домов?

Продолжение: «Школа по законам волшебства (часть 2)».

Оцените, пожалуйста, статью:

Оценили: 20, рейтинг: 48