или «Образ хорошей школы – 3 и 4″ или «Не бойтесь изобрести велосипед – В и Г»

Образовательный круговорот

в школе для ребенка должна быть ритмичностьВ прежние времена мне очень нравилась идея школы, непохожей на школу. В которой нет звонков на урок и перемену, нет домашних заданий, оценок. Нет и самих уроков как фиксированного времени, всё текуче и изменчиво. Теперь я так не думаю, попробовав это на собственном опыте. Ритмы жизни, череда занятий очень важны. Это подростку всякий раз нужно что-то ломать, создавая новое. А детям ещё необходимо не только новое, но и повторяющееся изо дня в день.

Школа для ребёнка больше всего похожа на школу полного дня, а не на начальные классы с продлёнкой. День построен так, что разные виды деятельности сменяют друг друга, не повторяясь. И дети, не уставая, заняты до самого вечера.

Раннее утро всегда должно бить посвящено житейским или рефлексивным разговорам всего класса в кругу, чтобы ребёнок ощущал мостик между своим домом и школой. Чтобы знал, что строительство в себе человека так же важно, как знание математики.

Следующая часть учебного дня – тематические проекты, связанные с освоением жизненных навыков или погружением в культуру: «Дом», «Древняя Греция», «Магазин», «Кафе», «Музей», «Начало русской истории», «Деревья», «Умножение», «Словари». Результатом каждого проекта становятся детские тексты, рисунки, вычисления, макеты и коллекции.

В ходе осуществления проектов происходит групповая и коллективная работа, все результаты обязательно обсуждаются. Учитель помогает, вдохновляет, участвует в репетициях, рисует, клеит вместе со всеми, поддерживает, проверяет результаты работы групп, делится новой информацией или объясняет, где и как её найти.

Часто в ситуации проекта учителями друг для друга выступают дети, более опытные в изучаемой области, или приглашённые взрослые.

После перерыва на завтрак и беготню начинается время самостоятельной академической работы каждого ребёнка по учебным предметам при помощи рабочих тетрадей, лаборатории, библиотеки.

Я считаю действительно важным строить учебный день так, чтобы изучение академических предметов никогда не происходило ранним утром, пока детский мозг ещё «сонный» и сам ребёночек тёпленький, слегка заторможенный. «Проснувшись» во время общего круга и проектной работы, он с большим усердием погружается в таблицу умножения.

В начале каждой недели ребёнок сам или вместе с учителем планирует эту работу и потом отчитывается по ней. Теперь и взрослый скорее похож на тьютора, обсуждающего с каждым конкретным учеником его академические успехи.

садовник - тоже педагогК числу учителей в школе для ребёнка я отношу и обязательного штатного садовника, библиотекаря, техника, помогающего справляться с компьютером, и повара на кухне, руководящего детскими кулинарными экспериментами. После обеда и прогулки занятия в мастерских по выбору. Впрочем, если необходимо по ходу очередного проекта, то работа в мастерских может происходить и утром.

Свобода выбора – но по-разному

Мои представления о свободе выбора, похоже, сильно изменились. Раньше я думала: пусть выбирают что хотят, а не хотят – не выбирают. Моё дело предоставлять разнообразие возможностей. И я столкнулась с тем, что многие ученики предпочитали выбирать только внешне привлекательную, не требующую длительной усидчивой работы деятельность. По прошествии времени мне кажется, что, конечно, веер самых разных возможностей необходим, и в моей школе для ребёнка он возможен благодаря множеству мастерских, посещаемых по желанию.

Но в академической сфере выбор связан с уровнем сложности работы, а не с тем, математикой сегодня заниматься или языком. Я не уверена, что, безусловно, хорошо, когда дети одного разновозрастного класса занимаются в одно и то же время разными академическими предметами.

Теперь более продуктивным способом учения кажется мне модель, при которой дети, учась самостоятельно при помощи учебников и специальных рабочих тетрадей, изучают на разных уровнях сложности один и тот же предмет. Они выбирают не тему или дидактический материал, с которыми хотят или не хотят работать (такое вполне нормально в детском саду и первом, переходном, классе) – они выбирают уровень сложности освоения, форму и срок отчётности. По-моему, только такой осознанный, а не случайный выбор по-настоящему развивает чувство ответственности.

мы сами выбираем свой путьСледуя установкам на ценность автономного знания, можно научить детей не только иностранным языкам, но также химии и биологии. Если внутри одного предмета ребёнок действительно может выбирать свой путь и при этом развивать собственное знание более эффективно, чем при последовательном изучении материала, то и всю свою «образовательную траекторию» он может прокладывать сам, без помощи взрослых…

————

Елена Литвяк,

одна из первых российских монтессори-учителей, ныне учитель приходской школы в селе Рождествено Московской обл.

«Газета для родителей», №01/67 январь 2011

(Первая публикация статьи – в газете «Первое сентября»)

Оцените, пожалуйста, статью:

Оценили: 2, рейтинг: 6