о формировании орфографической зоркостиПо наследству из дошкольных лет

Все знают, что основы будущих школьных успехов или неудач наших детей закладываются в дошкольные годы. Но что же нужно делать, чтобы ребёнок успешно учился?

Например, что нужно делать, чтобы у него не было проблем с «русским языком»: предметом, на который в наших школах отводится наибольшее количество часов? А оценка по «русскому» в большой степени зависит от орфографической и пунктуационной грамотности: от того, насколько грамотно ваш ребёнок пишет.

Как часто родители спохватываются, когда впереди уже выпускной класс, и тогда что-то сделать бывает очень непросто, на это приходится тратить массу времени и сил. А между тем, в раннем детстве (до 7 лет) можно, в самом наибуквальнейшем смысле слова играючи, легко, незаметно, без всяких усилий и почти без затрат времени – заложить основы орфографической и пунктуационной грамотности на всю жизнь. И это будет прочный фундамент, который уже никогда не разрушится.

Прежде всего, давайте разберёмся, от чего зависит орфографическая, а от чего -  пунктуационная грамотность.

Многие думают, что от знания правил – но это неправда. То есть – от этого тоже зависит, но в очень небольшой степени.

На самом деле, орфографическая грамотность на 80-90% определяется развитием орфографической зоркости и орфографической памяти, а пунктуационная, тоже процентов на 80%, – развитием пунктуационного слуха.

Что такое орфографическая зоркость?

Это попросту умение видеть «ошибкоопасные места» в слове (см. об этом в книге Г. Граник, С. Бондаренко, Л. Концевой «Секреты орфографии», М. 1994): те места, где можно допустить ошибку.

развиваем орфографическую зоркостьДопустим, мы пишем предложение: «Они шли, и на их дороге расцветали весенние цветы, зеленела травка» (это из «Снежной королевы» Андерсена). Представьте себе, что это пишет первоклассник. Так вот, в слове «они» можно допустить ошибку только в первой букве (потому что слышится «ани»). В слове «шли» вообще нет «опасных» мест. В слове «на дороге» – три таких места: предлог со словом раздельно, что «дороге», а не «дароге»; что «дороге», а не «дороги».

Понятно, что вот эти места и нужно проверять, над ними и нужно подумать. Но проблема многих детей (и не только детей!) в том, что они ошибкоопасных мест в словах не видят и их не проверяют, а проверять каждую букву, конечно, невозможно. Вот и пишут безграмотно – даже зная правила.

Как же развить у маленького ребёнка орфографическую зоркость?

Делать это нужно тогда, когда малыш только-только научился читать. Для этого существуют две игры: «Угадай слово» и «Что бы это значило?». Если регулярно играть в эти игры с ребёнком, и, особенно, если он это делает с увлечением, то орфографическая зоркость – то есть бессознательная привычка вглядываться в слово, замечая, как оно пишется, где можно ошибиться – у него обязательно появится.

В «Угадай слово» можно играть на листе бумаги, на школьной доске, на улице (писать мелком на асфальте). Нужно загадать слово, достаточно простое, хорошо известное ребёнку, допустим «Воробей». Потом изобразить вот что:

угадай слово

Здесь семь букв – как в слове. Сказать ребёнку: «Это птичка». И пусть догадается. И впишет слово по буквам в квадратики. Но: для этого надо знать, как оно пишется. Если он напишет «варабей» или «ворабей» – то проиграет. Тогда вы говорите, что такой птицы нет, а есть «воробей». А ведь выиграть ему хочется! Понятно, что и он может загадывать слова: для чего, опять же, нужно знать, как они пишутся.

Кстати, этот пример – с «воробьём» – вплотную подвёл нас и ко второй, тоже очень простой, игре «Что бы это значило?» Дело в том, что слово, неправильно написанное (особенно это касается ахиллесовой пяты многих младших школьников – безударных гласных), изменяет своё значение. Вот на этом и построена игра «Что бы это значило?»

Просто мы пишем опять-таки хорошо известное ребёнку слово, но – намеренно неправильно, а ребёнок должен догадаться, что же это теперь будет значить (а для этого увидеть – что неправильно). Если догадается – то выиграл. Вот, скажем, ВОРАБЕЙ – это кто? ВОРА БЕЙ. Бей вора. Это тот, кто борется с ворами! Милиционер, видимо.

А «варобей» – это кто? Это от «варит» – кто-то варёный. «Варёный воробей», может быть?

Как вы думаете, «коток» – что это? А это место для выгула котов! А какой мальчик «хвостливый»? Тот, у которого есть хвост. А что такое «покозался»? Превратился в козу! «Кашелек» – это не очень сильный кашель (или мальчик, который немножко кашляет). «Чёсы» — это то, чем чешутся. И т.д., и т.п. Берёте самые простые слова, меняете в них безударные гласные — и смотрите, что получается. Не годится слово – возьмите другое. Подходящих слов очень много.

Если ребёнок регулярно и с увлечением играет в эту игру, он начинает видеть, как изменяется значение слова от того, как мы его пишем – то есть видит «ошибкоопасные места», те буквы, которые можно написать неправильно

А что такое орфографическая память?

Это тоже бессознательная потребность или привычка запоминать, как слово пишется. Просто увидеть – и запомнить.

Для этого есть другая игра — в «Загадочные слова». Обычно это просто несуществующие, выдуманные слова: чаше всего, имена и названия. Помните, героев Льва Кассиля, которые придумали страну Швамбранию, а также города, имена исторических деятелей и пр., и пр. А у нас игра такая: нужно взять какие-то предметы, куклы и т.п. – и давать им имена и названия, записывая их. Назвали – записали – показали ребёнку (недолго!). Потом он должен или сказать по буквам, как это называется, или, если уже умеет писать, то написать. Тогда он выигрывает этот предмет или эту куклу. Можно сразу давать имена и названия двум-трём и даже нескольким предметам и куклам.

Скажем, писающий мальчик — это «Буль-бульчик» (через дефис!); красивая Барби «Барбимадама» – и т.п. Придумывать нужно намеренно трудные в написании слова: с удвоенными согласными, двумя-тремя безударными гласными, дефисами. Но: позаботьтесь, чтобы ребёнок иногда проигрывал (иначе ему станет неинтересно), но иногда – и даже чаще – выигрывал (иначе он не захочет больше играть). Это, кстати, касается всех подобных игр.

Понятно, что загадывать имена и названия может и он вам, – это не менее полезно: ему же и в этом случае придётся запоминать, как пишутся слова.

и пунктуационную грамотностьЧто же касается пунктуационного слуха,

то это умение слышать паузы в тех местах предложения, где на письме ставятся знаки препинания.

Слово «препинание» однокоренное с «запинаться»: знак препинания ставится там, где мы как бы запнулись – сделали паузу при чтении, то есть на долю секунды остановились, а потом начали читать снова.

Судите сами. Допустим, мы читаем: «Но, проходя в низенькую дверь, они заметили, что успели сделаться взрослыми» (это про Кая и Герду). Теперь я запишу то же самое, а на месте пауз у нас будут косые чёрточки: «Но/ проходя в низенькую дверь/ они заметили/ что успели сделаться взрослыми». А теперь запишу в третий раз, но с неправильными паузами – попробуйте это прочесть: «Но проходя/ в низенькую дверь они/ заметили что/ успели сделаться/взрослыми».

Галиматья какая-то, правда? А ведь записано то же самое.

Так вот, точно так же, как мы пишем орфографически грамотно, в основном, потому, что видим ошибкоопасные места и просто помним, как пишутся хорошо знакомые нам слова, так и пунктуационно грамотно мы пишем вовсе не потому, что над каждой запятой задумываемся, а потому, что слышим паузы. Человек, который их не слышит, ставит знаки самым диким образом, даже если знает назубок все пунктограммы.

Для развития пунктуационного слуха существует игра «Майор Пронин». Maйop Пронин – это разведчик. Ему нужно расшифровать сообщение, которое читается намеренно неправильно: с неправильными паузами – так что получается что-то непонятное и бессмысленное.

майор пронин на страже пунктуационного слухаЕсли Майор Пронин – ваш ребёнок, то читаете ему фразу неправильно вы. Долго мучиться не стоит: возьмите детскую книжку (ту же сказку Андерсена) – и читайте из неё, но намеренно неправильно. Если вы Майор Пронин – то читает он (что, кстати, для ребёнка очень трудно – намеренно неправильно прочесть). Прочитанную вами абракадабру он должен «восстановить» – прочесть правильно, тем самым восстановив смысл фразы.

Только не забудьте: он должен почаще выигрывать – поэтому не берите слишком сложные и длинные предложения.

Вот так весело и интересно поиграв с ребёнком 2-3 раза в неделю по 15-20 минут, вы достигнете результата, который далеко не всегда достигается огромной трудоёмкой работой с репетитором, которому ещё нужно хорошо заплатить, когда ребёнок ваш уже вырастет и пора будет думать об окончании школы. Готовить сани летом весьма полезно – а заботиться о будущих учебных успехах ребёнка лучше, пока он ещё не пошёл в школу. Это надёжнее, проще и результаты будут прочнее.

————

Вадим Слуцкий, г. Петрозаводск

«Газета для родителей», статья «Пятёрка по-русскому…», №01/67 январь 2011

Наше видео: «Развитие орфографической зоркости»

 

Оцените, пожалуйста, статью:

Оценили: 69, рейтинг: 177