Окончание. Начало: «Ошибки, которые нас сближают (часть 1)»

ошибка

Если я сам себя не поправлю, поправят другие?

Дети в школах обычного типа часто не имеют представления о том, что делают ошибки. Они делают их бессознательно и совершенно равнодушно, потому что исправлять их – это не их дело, а учителя! Как же далеко это от нашего собственного представления о свободе!

Но если я не могу исправить себя сама, мне придётся искать ещё чьей-то помощи, кто, может, знает не лучше меня. Насколько было бы лучше, если бы я могла распознать свои собственные ошибки и затем их исправить! Если что-то и может сделать характер нерешительным, так это неспособность контролировать ситуацию, не прибегая к совету со стороны. Это порождает удручающее чувство неполноценности и отсутствия уверенности в себе.

Под «контролем ошибок» мы имеем в виду любой показатель, который подсказывает нам, продвигаемся ли мы к своей цели или удаляемся от неё.

Предположим, я хочу посетить определённый город, но не знаю дороги. Такое довольно часто случается с нами в жизни. Тогда я сверяюсь с картой и ищу дорожные указатели. И если я вижу указатель со словами «Ахмедабад – две мили», я чувствую уверенность. Но если я вдруг читаю «Бомбей – пятьдесят миль», тогда я знаю, что ошибаюсь. Карта и дорожные указатели – это та помощь, без которой мне пришлось бы спрашивать дорогу и, вполне возможно, получать противоречивые ответы. Надёжное руководство и возможность проверки по ходу дела – вот необходимые условия, чтобы куда-нибудь попасть.

Монтессори-материал – как пособие по контролю над ошибками

Ошибки, сделанные взрослыми, представляют определённый интерес, и дети им сочувствуют, но совершенно отстранённо. Это становится для них одной из сторон жизни, и тот факт, что мы все можем совершать ошибки, вызывает в их сердце чувство глубокой привязанности, и это ещё одна причина союза матери и ребёнка. Ошибки сближают нас и делают лучшими друзьями. Братство легче зарождается на пути ошибок, чем безупречности.

«Совершенный человек» не способен меняться. Если свести вместе двух «совершенных» людей, они неизбежно поссорятся, потому что ни один не сможет ни понять другого, ни терпеть различия.

кажись, собралаВспомним, что одно из первых упражнений, которые выполняют наши дети, – это упражнение с набором цилиндров равной высоты, но разного диаметра, который соответствует разным отверстиям в бруске дерева. Первое, что надо сделать, – это понять, что все они различны, второе — взять их сверху за ручку большим, указательным и средним пальцами. Ребёнок начинает вставлять их в отверстия по одному, но в конце обнаруживает, что совершил ошибку. Остался один цилиндр, который слишком велик для единственного оставшегося отверстия, тогда как остальные сидят слишком свободно. Ребёнок смотрит ещё раз и изучает их более внимательно. Он столкнулся с проблемой – тот оставшийся цилиндр, который показывает, что он совершил ошибку. Однако это как раз то, что добавляет интереса игре и заставляет его повторять её раз за разом. Так что этот материал удовлетворяет двум требованиям:

  • улучшает восприятие ребёнка;
  • даёт ему возможность контролировать ошибки.

Наш дидактический материал всегда разработан так, чтобы давать возможность наглядной и ощутимой проверки. Двухлетний малыш может начать им пользоваться и быстро понять способ исправления своих ошибок. Благодаря ежедневной практике он становится уверенным в себе. Но это означает не то, что он уже совершенен, а лишь то, что он начинает сознавать свои способности, и это возбуждает в нём желание стараться.

Ребёнок мог бы сказать так: «Я не совершенен, я не всемогущ, но вот это я могу сделать, и я это знаю. Также я знаю, что могу делать ошибки и их исправлять, и так я нахожу свой путь».

Так что здесь мы имеем благоразумие, уверенность и опыт – отличный багаж для путешествия по жизни. Дать такое чувство безопасности – это не так просто, как кажется, и так же непросто поставить детей на путь, ведущий к совершенству.

Сказать человеку, что он умный, или неуклюжий, сообразительный, тупой, хороший, или плохой, – это своего рода предательство. Ребёнок сам должен видеть, что он может сделать, и важно дать ему не только средства обучения, но и показатели, которые скажут ему о его ошибках.

Давайте посмотрим на более старшего ребёнка, воспитанного по нашей системе. Он выполняет арифметические действия сложения, и ему всегда показывают, как проверить ответ, и у него формируется привычка это делать. Проверка часто привлекает его даже больше, чем сложение!

То же самое происходит и с чтением. Существует упражнение, выполняя которое ребёнок напротив соответствующих предметов раскладывает карточки с написанными на них словами. Для контроля есть карточки, хранимые отдельно, на которых изображены те же самые предметы с соответствующими надписями. И ребёнку доставляет величайшее удовольствие пользоваться таким самоконтролем, проверяя, не сделал ли он ошибок.

урокЕсли в рутине школьных будней мы всегда стараемся, чтобы ошибки были замечены, так это для того, чтобы мы могли встать на путь совершенства. Интерес ребёнка к тому, чтобы сделать лучше, и его собственная постоянная проверка настолько важны для него, что его прогресс гарантирован. Сама его при рода стремится к точности, и его привлекают способы достижения точности.

В одной из наших школ маленькая девочка увидела «приказание», которое она должна была прочитать и выполнить, сформулированное таким образом: «Выйди, закрой дверь и вернись». Она внимательно его изучила и начала выполнять, но вдруг остановилась и подошла к учительнице: «Как же я вернусь, если я закрою дверь?», «Ты совершенно права, – сказала учительница. — Это моя ошибка». И она переписала предложение. «Да, – улыбнулся ребёнок, – теперь я могу это сделать».

Из всего этого осознания ошибок вырастает своего рода братство. Ошибки разделяют людей, но их исправление – средство объединения. Становится интересно просто исправлять ошибки, где бы они ни были обнаружены. Сама ошибка становится интересной. Она становится связью, узами товарищества между человеческими существами. Особенно она помогает внести гармонию в отношения взрослых и детей.

Обнаружение какой-то маленькой ошибки у взрослого не вызывает недостаток уважения у ребёнка иди утрату достоинства у взрослого. Ошибка становится обезличенной, и её можно контролировать.

Так малое ведёт к великому.

————

Мария Монтессори, из книги «Впитывающий разум ребёнка»

Публикуется по материалам журнала «Монтессори-клуб», №5, 2010.

«Газета для родителей», №05/71 май 2011

Читайте также: 5 типичных ошибок в воспитании.

Оцените, пожалуйста, статью:

Оценили: 3, рейтинг: 9