То, что требуется в науке и в практической жизни, безусловно, должно быть принято в обучении с самого начала как необходимое. И это – возможность «распознавания собственных ошибок».

Способность прогрессировать в большой мере обусловлена свободой и правильной дорогой, по которой следует продвигаться; но к этому необходимо добавить ещё способ получить ответ, не сошли ли мы с дороги, и если сошли, то когда. Если этот принцип реализуется как в школе, так и в повседневной жизни, тогда не важно, совершенны учителя и матери или нет.

Мария МонтессориМария Монтессори в начале двадцатого века создала новую теорию образования (названную ей «методом научной педагогики»), новую, очень необычную педагогическую практику, совершенно новую образовательную среду, позволяющую детям учиться самостоятельно и учиться самостоятельности.

Непривычно звучат и её объяснения учителям о значении ошибок в нашей и детской жизни. Эти её мысли, носящие отнюдь не только школьный, но и общечеловеческий характер, мы предлагаем вниманию читателя.

Учителю лучше не вмешиваться

В наших школах дети свободны, но это не означает отсутствие организации. Организация на самом деле необходима, и если дети будут свободны, чтобы работать, то тогда она должна быть даже более тщательно продуманной, чем в обычной школе. Ребёнок обретает опыт в окружающей среде, созданной нами, и таким образом, совершенствует себя, но для него обязательно должны быть специальные замятия. С момента, когда появилась концентрация, ребёнок может упражнять eё в разного рода занятиях, и чем активней становится сам ребёнок, тем менее активной будет учительница, и в конце концов она может остаться практически полностью в стороне.

Как мы уже сказали, дети, следующие этим путём, соединяются и объединяются в социальную группу, настолько более совершенную, чем наша, что возникает ощущение, что взрослым не стоит вмешиваться в этот коллектив. Их совместная жизнь – это естественный феномен, такой же деликатный, как жизнь эмбриона, и мы должны следить за тем, чтобы ей не был причинён вред.

Если мы создали окружающую среду, в которой все предметы подобраны с целью развития детей, значит, мы сделали всё необходимое для возникновения этого феномена. В этом новом мире существуют точно установленные отношения между учителем и детьми. Задачи учительницы – отдельная тема разговора, но одну вещь она не должна делать никогда, а именно вмешиваться в работу ребёнка, чтобы его похвалить или наказать, если он не прав, или даже исправить его ошибки. Возможно, это звучит странно, и для многих людей окажется камнем преткновения.
Они говорят: «Как же у вас ребёнок будет развиваться дальше, если вы никогда не исправляете его ошибки?».

Большинство учителей думает, что их главная Кнут и пряникзадача – всегда критиковать, чем они и занимаются, и не только в отношении учёбы, но и в вопросах нравственности. Они считают, что в отношении подготовки ребёнка должен действовать принцип кнута и пряника. Если ребёнка надо награждать или наказывать, то, значит, у него отсутствует способность управлять собой, и тогда это должно стать функцией учителя.

Но предположим, ребёнок сам начинает работать – тогда призы и наказания оказываются ненужными, они только оскорбляют свободу его духа. Поэтому в таких школах, как наша, выступающих в защиту спонтанного развития ребёнка и ставящих своей целью свободу ребёнка, очевидно, нет места призам и наказаниям.

Более того, ребёнок, который находит себе занятие без принуждения, тем самым показывает, что они ему совершенно не важны.

Призы мы могли бы отменить без серьёзных протестов, потому что это, во-первых, экономия, во-вторых, это касается немногих детей и имеет место только один раз в году. Но наказания! Это совсем другая история. Наказания случаются каждый день. Что означает проверять тетради? Это значит, ставить там оценки от 0 до 10. Как может 0 помочь справиться с недостатками? Потом ещё учитель говорит: «Ты продолжаешь повторять одну и ту же ошибку. Ты не слушаешь, что я говорю. Ты так никогда не сможешь сдать экзамены!».

Все исправления, сделанные учительницей в письменной работе ребёнка, вся её брань оказывают лишь негативное влияние на его энергию и интересы. Если говорить ребёнку, что он непослушный или тупой, это только его унизит, обидит и оскорбит, но никоим образом не улучшит. Потому что, чтобы ребёнку перестать делать ошибки, для этого ему надо развить свои умения, а как он может это сделать, если помимо того, что он не соответствует стандарту, его ещё и лишают уверенности в себе? В старые времена учителя приделывали тупым детям ослиные уши и били по рукам за плохое письмо. Но если бы они даже пустили на ослиные уши всю бумагу в мире и разбили бы им руки в кровь, никаких свежих сил человеку это не принесло бы. Исправить неспособность могут только упражнение и опыт, и нужна длительная практика, чтобы обрести все необходимые навыки. Недисциплинированный ребёнок становится дисциплинированным благодаря работе в компании других, а не потому, что ему говорят, что он непослушный. Если вы говорите ученику, что он не может что-то сделать, он вполне может сказать в ответ: «А к чему тогда об этом говорить? Я это и сам вижу!».

Это не коррекция. Это констатация факта. Улучшение и исправление могут произойти только в том случае, если в течение длительного времени ребёнок практикуется добровольно.

Правда, может так случиться, что ребёнок делает ошибку, не сознания этого, но ведь и учитель может бессознательно ошибаться. К сожалению, обычно учителя думают, что они сами никогда не должны совершать ошибок из-за боязни показать плохой пример. Если учительница и совершает ошибку, она точно не признается в этом ребёнку. Её чувство собственного достоинства основывается на том, что она всегда права. Учитель должен быть безупречен. Однако это заблуждение надо отнести не только на счёт учителя. Виновата вся школьная система, которая, к сожалению, базируется на искажённой основе.

Мы все совершаем ошибки

Предположим, мы станем изучать сам феномен ошибки; тогда станет очевидным, что все совершают ошибки. Это одна из реальностей нашей жизни, и признать это – значит уже сделать большой шаг вперёд.

Многие ошибки с годами уходят сами. Маленький ребёнок начинает ходить неуверенно, качается и падает, но, в конце концов, ходит нормально. Он исправляет ошибки по мере своего роста и опыта. Мы занимаемся самообманом, если думаем, что всегда идём прямой дорогой к совершенству. Истина заключается в том, что мы делаем одну ошибку за другой, и мы себя не поправляем. Мы не можем понимать свои ошибки, мы живём в состоянии иллюзии, отрезанные от реальности. Учитель, который считает, что он совершенен, и никогда не замечает собственных ошибок – плохой учитель.

Куда бы мы ни посмотрели, всегда видна определённая «госпожа Ошибка»! Если мы стремимся к совершенству, мы должны обращать внимание на свои собственные недостатки, потому что, только исправляя их, мы можем улучшить себя. Мы должны увидеть их во всём свете дня и принять их существование как нечто, что будет сопутствовать нам всю жизнь.

Ошибки играют важную роль даже в точных науках (математике, физике, химии и др.), потому что их надо учитывать. Появление позитивной науки сделало необходимым научное изучение ошибки. Наука считается свободной от ошибки, потому что она использует точные инструменты для оценки ошибки. После того как измерения сделаны, становятся важными две вещи: одна – получить точную цифру, вторая – знать, какая возможна погрешность.

Наука всегда говорит на языке приближения, а не абсолюта, и это оставляет место для выводов. Ни одна цифра не приводится или не принимается без указания её возможной погрешности, и именно этот подсчёт и делает её ценной.

Например, инъекция антибиотиков эффективна в 95 процентах случаев. Но важно знать, что есть 5 процентов неопределённости. Даже линейные измерения приводятся с точностью до определенной доли единицы.

Возможные погрешности так же важны, как сами данные, которые иначе не принимаются всерьёз. Если оценка погрешности так важна в точных науках, то тем более важна она в нашей работе. Потому что ошибки для нас представляют особенную важность, и чтобы их исправить или устранить, прежде всего, необходимо их знать.

Внимательно ищут ошибки :)Тут мы подошли к научному принципу, который также является дорогой к совершенству. Мы назвали его «контроль ошибок». Что бы ни делали школа, учителя, дети и прочие, ошибки будут неизбежны. Так что частью школьной жизни должно стать следующее правило, а именно: важно не само по себе исправление, а то, что каждый индивидуум должен начать осознавать свои собственные ошибки. У каждого должно быть средство проверки, так чтобы он мог сказать, прав он или нет. Мне надо знать, хорошо я делаю или плохо, и если поначалу я считал свои ошибки не важными, то теперь я стал ими интересоваться.

Продолжение: «Ошибки, которые нас сближают (часть 2)».

————

Оцените, пожалуйста, статью:

Оценили: 3, рейтинг: 9