ошибки в воспитанииМолодая мама трехлетней дочери сетует: «Как бы я хотела вернуть все назад! Столько уже сделано ошибок…» Да, сделать ошибку очень легко, а вот на ее исправление требуется в тысячи раз больше усилий и времени. Какие наиболее типичные промахи допускают родители в процессе воспитания?

1. Категоричность. Мы все слышали, да что там – сами говорили «Ты постоянно…Ты всегда…Ты никогда…». Посмотрите на будущее вашего чада лет через 5: «Я никогда не решу эту задачу». Через 10: «Я всегда никому не нравлюсь». Через 15: «У меня никогда не получится поступить в институт». Ну как? Впечатляет? Дети безоговорочно верят своим родителям. И принимают их слова о себе как истину в последней инстанции.

Как быть: «Ты иногда забываешь полить цветы. Постарайся, пожалуйста, не забывать. Ведь они завянут, если за ними не ухаживать.

2. Запугивание. Что бросите его на улице, если будет капризничать; отдадите в детский дом, если не будет есть кашу; никогда ничего не купите, если не перестанет баловаться в очереди. Есть два варианта развития событий. Либо маленький человек всем сердцем поверит, что родная и любимая мамочка его запросто отдаст чужому дяде (как результат – невротический тик, невроз, энурез и так далее). Либо, когда мама, пообещав никогда больше не покупать сладкого, через три дня вручает шоколадку, понимает, что угрозы пустые и можно маме не верить.

Как быть: встать на место ребенка и понять причину его поведения. А затем действовать согласно этой причине. Устал – отдохнуть, голоден – накормить, жарко – переодеть, скучно – заинтересовать или развлечь.

3. Чрезмерно строгие требования. «Я сказала – убирайся в комнате!» – властно говорит мама, держа в руках машинку. Двухлетний карапуз в растерянности: как это – убираться? Кора головного мозга и некоторые его отделы у ребенка еще недостаточно сформированы, чтобы малыш мог понять такое сложное действие. Какой мамин следующий шаг? Правильно, запугивание, угрозы, наказание.

Как быть:«Милый, давай из конструктора построим гараж для твоих машинок. Вот, а теперь их все туда поставим. Смотри, как чисто стало в твоей комнате!».

4. Крайности в воспитании. Сюда мы отнесем гиперопеку, гипоопеку, либеральное или авторитарное воспитание. Гиперопека – прямой путь к взращиванию инфантильности. Гипоопека – к недолюбленности и замедленному развитию. Либеральное воспитание тоже сродни гипоопеке: ребенок может делать почти все. Но ему нужны границы! Без них он либо теряется в этом огромном мире и чувствует себя неуверенно, либо вырастает в эгоистичную личность. А неуверенность и эгоизм – причины антисоциального поведения. Авторитарное воспитание – красивая картинка. Дети беспрекословно слушаются родителей, все действия согласовывают с ними. А в результате – безвольная, подавленная личность, не способная к самостоятельной жизни. Или того хуже: озлобившийся подросток.

Как быть:учить ребенка самостоятельно принимать решения. Необходимо в ваш лексикон добавить фразы «Как ты думаешь…», «Как ты считаешь: справишься или нет?», «Думаю, ты решишь задачу сам, но если нужна будет помощь – позови меня».

5. Безмерные похвала и порицание. При формировании самооценки ребенок отталкивается от того, что думают и говорят о нем взрослые. Перехвалить – значит создать условия для завышенной самооценки. Недохвалить – искусственно занизить. Если постоянно ругать, принижать чадо, это приведет к замкнутости, неуверенности в себе.

Как быть: «Вот облака у тебя получились необычные, а дом, думаю, стоит немного доделать. Здорово, что ты стараешься!»

Важно постоянно наблюдать за собой и ребенком, своевременно менять взаимоотношения в лучшую сторону. Тогда допущенные ошибки не войдут в привычку и станут случайными промахами.

————

Тамара Герасимович, педагог, мама двоих детей

Оцените, пожалуйста, статью:

Оценили: 6, рейтинг: 18