Взаимосвязь мелкой моторики и речиДвижения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речью.

Первой формой общения первобытных людей были жесты; особенно велика здесь была роль руки – она дала возможность путём указывающих, очерчивающих, оборонительных, угрожающих и других движений развить тот первичный язык, с помощью которого люди объяснялись. Позднее жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь, но она долгое время оставалась связанной с жестикуляторной речью.

Все учёные, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Выдающийся русский просветитель XVIII века Н. И. Новиков ещё в 1782 г. утверждал, что «натуральное побуждение к действованию над вещами» у детей есть основное средство не только для получения знаний об этих вещах, но и для всего их умственного развития.

Невропатолог и психиатр В. М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали её развитию.

Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками всё более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребёнка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

На протяжении всего раннего детства четко выступает эта зависимость – по мере совершенствования тонких движений пальцев рук идёт развитие речевой функции.

Случайность ли, что тренировка пальцев рук влияет на созревание речевой функции?

В лаборатории высшей нервной деятельности ребёнка в электрофизиологическом исследовании, проведённом Т. П. Хризман и М. И. Звонарёвой, было обнаружено, что, когда ребёнок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга.

Вы помните, что у правшей в левой лобной области находится двигательная речевая зона, а в левой височной области – сенсорная речевая зона? Так вот, оказалось, что если ребёнок производит ритмические движения (разгибания и сгибания) пальцами правой руки, то в левом полушарии мозга у него возникает усиление согласованных электрических колебаний именно в лобной и височной зонах. Движения пальцев левой руки вызывало такую же активацию в правом полушарии.

Описанные данные электрофизиологических исследований уже прямо говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Естественно, что этот факт должен использоваться в работе с детьми и тогда, когда развитие речи происходит своевременно, и особенно в том случае, когда имеется отставание, задержка развития моторной речи детей.

————
По книге Мариониллы Максимовны Кольцовой «Ребёнок учится говорить»

УпражненияПальчик-мальчик, где ты был?

Несколько комплексов пальчиковой гимнастики, каждый из которых включает в себя упражнения для пальчиков и потешку

1 комплекс

  1. Ладошки. Предложите детям положить ладошки на стол: на счёт раз – развести пальцы врозь, на два – соединить их вместе.
  2. Ладошка-кулачок-ребро. На счёт раз дети кладут ладошки на стол, на два – сжимают в кулачок, на три – ставят на ребро.
  3. Пальчики здороваются. На счёт «раз-два-три-четыре-пять» дети соединяют пальцы обеих рук соответственно большой с большим, указательный с указательным и т.д.
  4. Человечек. Указательный и средний пальцы левой или правой руки бегают по столу, изображая движения человека.
  5. Бег наперегонки. Дети выполняют движения четвёртого упражнения, но двумя руками одновременно.

Потешка «Пальчик-мальчик»

Пальчик-мальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел.

Дети показывают большой палец и как бы обращаются к нему, затем прикасаются к нему кончиком всех пальцев поочерёдно, начиная с указательного.

2 комплекс

  1. Коза. Дети вытягивают указательный палец  и мизинец правой руки,  изображая  голову козы. Затем упражнение выполняется левой рукой.
  2. Козлята. То же упражнение дети выполняют пальцами обеих рук.
  3. Очки. Дети соединяют большой и указательный пальцы обеих рук, образуя из них кружки.
  4. Зайцы. Дети вытягивают вверх указательный и средний пальцы, большой, мизинец и безымянный соединяют вместе.
  5. Деревья. Дети поднимают обе руки ладонями вверх, широко разводят пальцы.

Потешка «Белка»

Сидит белка на тележке,
Продаёт она орешки
Лисичке-сестричке, воробью, синичке,
Мишке толстопятому, заиньке усатому.

Дети поочерёдно загибают пальцы правой руки, начиная с большого.

3 комплекс

  1. Флажок. Предложите детям вытянуть вверх большой палец, остальные соединить вместе.
  2. Птички. Дети поочерёдно прижимают указательный палец, средний, безымянный и мизинец к большому пальцу.
  3. Гнездо. Дети соединяют обе ладони в виде чаши, плотно прижимая пальцы.
  4. Цветок. Дети соединяют запястья, разводят ладони и растопыривают пальцы.
  5. Корни растений. Дети прижимают руки тыльной стороной друг к другу, опускают пальцы вниз.

Игра-потешка «Этот пальчик»

Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья.

Дети сгибают пальцы левой руки в кулак, затем, слушая потешку, поочерёдно разгибают их, начиная с большого пальца.

4    комплекс

  1. Пчела. Дети вращают по кругу указательным пальцем левой руки, затем вращают по кругу указательным пальцем правой руки.
  2. Пчёлы. То же упражнение выполняется двумя руками одновременно.
  3. Лодочка. Дети соединяют ладони рук «лодочкой», плотно прижимая кончики пальцев.
  4. Солнечные лучи. Дети скрещивают пальцы левой и правой руки, поднимают руки вверх, а затем растопыривают пальцы.

Игра-потешка «Этот пальчик»

Этот пальчик – хочет спать,
Этот пальчик – прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул,
Тише, пальчик, не шуми,
Братиков не разбуди…
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора.

Дети произносят слова и загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с мизинца. В конце обращаются к большому пальцу, разгибают все остальные пальчики.

5 комплекс

  1. Замок. На счёт 1 – дети соединяют ладони вместе, на счёт 2 — сгибают пальцы в замок.
  2. Лиса и заяц. «Лиса крадётся за зайцем»: дети медленно «шагают» пальцами обеих рук по столу вперёд от себя. «Заяц убегает»: дети, быстро перебирая пальцами, двигают руки к себе.
  3. Паук. Дети сгибают пальцы и медленно передвигают их по столу.
  4. Бабочка. Дети соединяют ладони тыльной стороной и машут плотно сжатыми вместе пальцами: бабочка машет крыльями.

Игра-потешка «Ну-ка, братцы, за работу»

Ну-ка, братцы, за работу!
Покажи свою охоту:
Большому — дрова рубить,
Печи все тебе топить,
А тебе обед варить,
А малышке песни петь,
Песни петь да плясать,
Родных братьев поджидать.

Дети обращаются к правой руке, согнутой в кулак, поочерёдно разгибают пальцы.

6 комплекс

  1. Люди разговаривают. Предложите детям сжать обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх и приблизить их друг к другу.
  2. Стол. Дети сгибают правую руку в кулак, ладонь левой руки выпрямляют и кладут сверху.
  3. Ворота. Дети соединяют кончики указательных, средних, безымянных пальцев и мизинцев обеих рук, большие пальцы поднимают вверх или сгибают внутрь.
  4. Мост. Дети поднимают руки вверх ладонями друг к другу, соединяют кончики пальцев и вытягивают руки.

Потешка «По грибы»

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы грибы идём искать.
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик всё-всё съел,
От того и потолстел.

Дети последовательно сгибают пальцы, начиная с мизинца.

7 комплекс

  1. Ромашка. Предложите детям соединить обе руки вместе, прямые пальцы развести в стороны.
  2. Тюльпан. Дети соединяют полусогнутые пальцы обеих рук, как бы образуя чашечку цветка.
  3. Кулачки. На счёт раз – дети сжимают пальцы рук в кулачки, на счёт два – разжимают пальцы.

Потешка «Алые цветы»

Наши алые цветки
(дети соединяют ладони в форме тюльпана)
Распускают лепестки
(медленно разводят пальцы в стороны)
Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.
(дети плавно покачивают кистями рук)
Наши алые цветки
Тихо засыпают,
(дети соединяют ладони, цветок закрылся)
Головой качают.
(плавно покачивают сомкнутыми кистями рук).

————

Э. Шмакова, Е. Сыткина, г. Ростов-на-Дону

«Газета для родителей», №10/76 октябрь 2011

Оцените, пожалуйста, статью:

Оценили: 10, рейтинг: 26