физкультура не должна вызывать стресс!Для меня школа осталась в памяти страшным сном. Откуда это недовольство – сперва не понимал. После окончания школы ещё лет пять по ночам мне снились кошмары, что я по-прежнему нахожусь в этой беспросветной, отчуждённой машине, движущейся в тупик. Утром просыпался, облегчённо вздыхал и… шёл в школу.

Мне хотелось, чтобы там, где я работал, всё было по другому. И урок должен быть интересным, и этот интерес должен работать на что-то очень важное. Через какое-то время я обнаружил, что детям всегда интересно самое главное и важное в жизни – они все хотят учиться главному, они готовы на это все свои силы тратить. Даже непонятно, каким образом школа при этом умудряется отбить желание учиться?

Известна истина: «Понимаешь только то, что любишь и пока любишь». Недавно я услышал, что наибольшие стрессы, наибольшие страхи и чувство неуспешности вызывает урок физкультуры. Только на втором месте – химия, а затем (о ужас!) – словесность, родной язык.

Я попытался от этого уйти. С чего-то надо было начинать. Но чтобы испробовать «поступенчатые» и «веерные» методики, нужно было высвободить время на занятии. А для этого требовалось чем-то заменить традиционные единообразные упражнения на развитие двигательных качеств, сделать так, чтобы эту нагрузку добывал каждый по-своему.

Первым делом в детском саду и в школе (в помещении и на улице) были поставлены обширные физкультурные комплексы, где дети самостоятельно и с большим удовольствием могли получать индивидуальную дозу физической нагрузки. А потом на уроке начались двигательные задачки, игры с переменными правилами и так далее, и так далее, и так далее…

Трудно испытать себя на пределе физических способностей – пределе выносливости, силы, гибкости, быстроты (для этого надо быть хорошо подготовленным). Вот ощутить предел координации намного безопаснее и проще. Можно испытывать себя и на пределе эмоциональном: когда вокруг бушуют страсти и трудно оставаться спокойным, рассудительным, не поддаться массовому влиянию, не стать толпой, преодолеть свои страхи, зажимы.

Введите в такие испытания ещё и интеллектуальные сложности (например, перевод с языка геометрических схем на язык движения). Каждая сторона дела – эмоциональная, физическая, интеллектуальная – вроде бы не так сложна; но только до тех пор, пока вы их не соединили. А вот вместе они могут создавать невероятную сложность, и стать тем самым пределом, который стремишься преодолеть.

Но если мы в традиционной физкультуре к пределу подходим, исчерпывая свои физические силы (например, длительный бег) или через соревновательную деятельность (в которой всё настроено на первенство, на подпитку тщеславных тенденций), то у нас на занятии предел достигается через комплекс задач в равной степени эмоциональных, интеллектуальных и физических, когда каждый может первенствовать в своём.

————

Сергей Реутский

«Газета для родителей», №06/72 июнь 2011 (номер посвящен физическому развитию детей)

Оцените, пожалуйста, статью:

Оценили: 2, рейтинг: 0