или «Образ хорошей школы – 2″ или «Не бойтесь изобрести велосипед – Б»

дух хорошей школы - это общая близостьДух и интонация

Дух школы для ребёнка – семейственный, домашний. Не в смысле некоторой расслабленности и вседозволенности, а в смысле близости всех со всеми, ответственности друг за друга и уюта, конечно. Он складывается из тона голосов, которыми обитатели школы разговаривают друг с другом. Семейственность, домашность школы для ребёнка проявляется ещё и в том, насколько она не боится впускать личную и семейную жизнь ребёнка в учебный процесс, насколько она не оторвана от его родного дома. В хорошей школе день (или неделя) всегда начинается с обсуждения событий и впечатлений, приобретённых вне школы.

Дух школы можно определить по тем ценностям, что признаются всеми здесь несомненно. Спросите у детей, что в их школе считается хорошим и плохим, и сравните ответы. В них обязательно отразятся хотя бы туманные, но всё же очертания духа школы. Например, в моей школе существовал много лет обычай говорить с детьми об этом в последние дни перед летними каникулами, вспоминая прожитый год. Всякий раз этому разговору посвящался специальный выпуск школьной газеты. Эта газета играет огромную собирающую и воспитывающую роль. В хороших школах всегда есть детские газеты, рассказывающие, что там происходит, позволяющие детям совместно анализировать общую жизнь.

Почти во всяком хорошем доме есть четвероногая живность, значит, и в школе она обязательно должна быть, что бы ни говорили представители СЭС. Кошка, гуляющая сама по себе по школьным коридорам, имеющая свою мисочку на кухне, собака, живущая на школьном дворе, хотя бы попугай и рыбки в классе, если всё остальное так сложно.

Несбыточная, наверное, фантастическая мечта – пара лошадей, всеобщих любимцев, раскрепощающих самых замкнутых и ленивых. Единственное условие – чтобы никто из взрослых не брался ухаживать за всем этим четвероногим хозяйством, чтобы для детей это были не мягкие игрушки, а часть ежедневной учебной и человеческой жизни.

Дух – это категория веры. Я уверена: нельзя, невозможно исключать Бога из образованна ребёнка. Образование – восстановление в себе порушенного, данного нам в зачатии образа Божиего. Все самые прекрасные слова, без которых не обойтись в воспитании, обозначают ценности веры: душа, радость, мир, любовь, надежда, терпение, совесть, мужество.

в духе хорошей школы должен быть богКак же можно воспитывать, вынося Божественное за скобки? А красота и гармония мира, принять которую и почувствовать по-настоящему может, по-моему, только открытая душа верующего человека? А внутренний стержень простой человеческой порядочности, который также без жизни для Высокой Идеи в принципе в человеке не появится? На этих основаниях строили свою педагогику Ушинский, Корчак, Сухомлинский, Амонашвили. Ими будет жить и моя школа для ребёнка.

Правда, это не означает, что главным предметом в школе будет Закон Божий. Смертельный случай для живого религиозного чувства человека и тем более ребёнка — вызубривание положенных правил и молитв. Душа ребёнка открыта духовному росту, если он воспитывается в любви, радости и благодарности. В любви друг к другу всех в школе, в стремлении помочь хоть самую малость, в доставлении радости и в благодарности людям и Богу даже за печали и житейские трудности, делающие душу человека крепче.

Что для этого надо делать конкретно? Наверное, вот это. Разговаривать (не часто, но всё-таки разговаривать) с детьми о Боге и смысле человеческой жизни. Жить в вере и по вере своего народа, праздновать праздники во всей полноте, чтобы радовались душа, тело и дух. Через это (я надеюсь!) потихоньку разовьётся самостоятельная детская душевная потребность дарить подарки, радовать и помогать просто так, не ожидая ничего в ответ. Возникнет желание сопереживать богослужению, получать удовольствие от чтения хороших стихов, созерцания природы, предметов искусства, музыки, другого человека. Возникнет потребность быть в тишине одному и вместе со всеми, осознавать свои мысли, чувства и поступки. Иметь возможность для сочинительства. Прежде всего, для написания свободных текстов обо всем, что увидел, запомнил, пережил ребёнок, а не для формального освоения литературных жанров. Возможность свободного же рисования наряду с освоением художественных техник и приёмов. Участие в постановках школьного театра, который обязательно должен быть в школе для ребёнка, ибо преображение в игре – свойство детской натуры.

Для этого же нужны «уроки вдоль дороги» – совместные путешествия куда угодно (в лес, на речку, в музей, в гости в другую школу), когда всё, окружающее детей, становится поводом для образования.

Для каждого такого путешествия заранее готовятся «походные дневники» – небольшие альбомы со специальными заданиями, которые можно выполнить только придя ни место. А потом обязательно происходит совместное обсуждение путешествия, выставляются на всеобщее обозрение трофеи и фотографии, добавляется ещё больше крепости общему школьному духу.

Всё это я и называю пространством жизни детской души в хорошей школе.

дух хорошей школы обязательно отразится на школьнике :)————

Елена Литвяк,

одна из первых российских монтессори-учителей, ныне учитель приходской школы в селе Рождествено Московской обл.

«Газета для родителей», №01/67 январь 2011

(Первая публикация статьи – в газете «Первое сентября»)

Оцените, пожалуйста, статью:

Оценили: 7, рейтинг: 11