или О неупущенных возможностях.

сензитивные периодыОписанные Марией Монтессори сензитивные периоды и открывающиеся благодаря им возможности будоражат воображение большинство современных родителей. Кажется, что ключ к достижению наилучших воспитательных результатов уже в руках, осталось лишь правильно им воспользоваться.

О том, что такое сензитивные периоды, их особенности и что именно надо делать родителям – читайте далее.

Что представляют собой сензитивные периоды

Сензитивность – это обусловленная природой способность ребенка усваивать определенные знания или навыки с максимально возможной легкостью, сохраняющаяся в течение определенного периода взросления. Важно, что такое естественное впитывание информации осуществляется только в рамках сензитивного периода, и за его пределами сменяется необходимостью прибегать к искусственным формам обучения.

Примером, поясняющим это явление, может служить очевидное различие между родным или выученным языками. Первый приобретается в сензитивном периоде, то есть усваивается без напряжения со всеми своими лингвистическими тонкостями, правилами грамматики и безупречным произношением. Именно поэтому мы можем автоматически говорить «в пальте» или «горячее кофе» (спасибо родителям :) ).

Если же язык изучается вне рамок сензитивного периода, то для его освоения приходится прилагать особые усилия – посещать уроки, специально заучивать слова и правила. В результате обычно остается акцент и лингвистические ошибки, позволяющие легко отличить родную речь от приобретенной.

Сензитивные периоды универсальны и индивидуальны одновременно. Через них обязательно проходит каждый ребенок, но, хотя примерные сроки установлены еще Марией Монтессори, для каждого они индивидуальны.

Описание сензитивных периодов

Согласно методике Монтессори, существует шесть сензитивных периодов.

  1. Период развития речи (от рождения до 7 лет). В это период ребенок учится говорить. Пузыри, которые пускает младенец, – это уже стремление научиться выговаривать звуки. За звуками следуют слова, затем связные предложения. В течение семи лет ребенок приобретает сложнейший навык – выражать свои мысли с помощью слов.

    Чем богаче будет окружающая малыша разговорная среда, тем правильнее красивее и содержательнее будет его собственная речь. Рекомендации для родителей предельно просты: необходимо правильно говорить между собой в семье, избегать намеренного искажения слов (сюсюканья, например), много читать вслух, учить стихи. Как правило, к концу этого периода ребенок (с которым занимаются) может легко освоить чтение и письмо.

    Излишне говорить, что в этом возрасте человек может естественно освоить несколько языков на уровне родного, если родители сумеют обеспечить ему соответствующую среду.

  2. Период восприятия порядка (от полутора до трех лет). По сути это время освоения устройства мира. Ребенок устанавливает свои ориентиры, определяющие правила его поведения с людьми, отношение к предметам, пространству и событиям.

    Закладываются основные представления о том, что правильно, и что неправильно. Ребенок узнает, что день сменяет ночь, что дом делится на кухню, ванную и спальни, что животных нельзя обижать и тому подобное. Окружающая в это время ребенка среда должна быть спокойной и предсказуемой, и очень хорошо, если слова родителей не расходятся с делом.

    Рекомендуется поддерживать максимально спокойный уклад жизни, соблюдать принятые правила и обычаи, избегать переездов. Важно сохранять ровные отношения в семье, понятно распределять обязанности между мамой и папой.

  3. Сенсорное развитие (от рождения до пяти с половиной лет). Во время этого периода ребенок познает характеристики окружающих его предметов, учится сопоставлять и систематизировать их. Период довольно длинный, и интенсивность обучения ребенка во многом зависит от скорости развития его органов чувств.

    Родителям рекомендуется быть внимательными к интересам малыша и предоставлять соответствующий учебный материал. Если малыш тянется к рисованию, ему нужны подходящие по возрасту рисовальные принадлежности и так далее.

  4. Период восприятия маленьких предметов (от полутора до двух с половиной лет). На этом жизненном этапе малыша интересуют мелкие предметы, а также соотношение между целым и его составными частями. Это довольно беспокойное для родителей время, поскольку мелочи (иногда очень важные) просовываются в неожиданные места, пробуются на вкус, безвозвратно исчезают. С этим необходимо смирится и по возможности заниматься с ребенком нанизыванием, просовыванием, подбиранием по размеру и форме, благо таких конструкторов сегодня достаточно много.

  5. Развитие движений и действий (от года до четырех лет). В ходе этого периода происходит физическое становление человека. Этот этап необычайно важен, поскольку отсутствие достаточного движения неизменно приводит к ущербности психического развития. Нужно помнить, что ребенка интересует сам процесс осуществления движений, а не результат, поэтому не стоит расстраиваться, если цель игры не достигнута (например, малыш не попадает мячом в кольцо).

    Родителям рекомендуется позаботиться о разнообразии подвижных игр и дозировке компьютерных развлечений.

  6. Развитие социальных навыков (от двух с половиной до шести лет). Время, в течение которого ребенок овладевает навыками взаимодействия с другими людьми. Как правило, на этом этапе он знакомится с различными стилями поведения, сталкиваясь с ними в семье, на улице, в садике. Со временем он научится разделять их и чувствовать себя уверенно в каждом секторе.

Сензитивные периоды неоднородны, внутри каждого из них есть свои пики и минимумы. Успех будет достигнут в том случае, если родители вовремя обратят внимание на изменения в поведении малыша, на его заинтересованность теми или иными действиями, событиями, явлениями. Сопоставляя такие изменения и помня о существовании сензитивных периодов, вполне возможно «вычислить» наступление очередного этапа развития. Родителям останется правильно скоординировать свое поведение и организовать малышу актуальную для данного периода окружающую среду. В этом случае не придется вести «педагогическую борьбу» со своим ребенком, упуская возможность воспитать его в соответствии с его естеством.

Конечно, воспитание не стоит ограничивать какими-либо периодами. Данные знания – лишь еще один инструмент в копилку родителей, позволяющий лучше понять ребенка и помогающий ему в естественном развитии.

—-

Ирина Сурду, г. Кишинев

Оцените, пожалуйста, статью:

Оценили: 5, рейтинг: 15